Государство
Автор: Абдрахманов Азат

Поделиться

Категорийный менеджмент - это мода или инновация?

  Категорийный менеджмент - это мода или инновация?

Категорийный менеджмент - это мода или инновация?

В последние годы растет интерес к применению инновационных подходов к системе управления организацией. Все больше руководителей организаций посвящают свое время и опыт продвижению стандартов категорийного менеджмента (Category management), имея четкую цель создания необходимой платформы для практиков и менеджеров, чтобы справиться с нарастающим количеством проблем в сфере управления, а также в создании ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. Категорийный менеджмент как рабочая модель дает представление о том, как производители и розничные продавцы могут строить выигрышные стратегии в рамках логической структуры построения бренда, как возникают новые розничные каналы сбыта конкретных категорий продукции, современные технологии и новые коммуникации.

Категорийный менеджмент — это процесс эффективного управления ассортиментом товаров в разрезе категорий товаров и услуг, нацеленный на значительное увеличение продаж. Идентификация категории продукции обычно нацелена на точном определении  потребительской ценности товара для конкретной группы потребителей.

Управление категориями

 Основная цель категорийного менеджмента - это предоставить покупателю/потребителю востребованный продукт/услугу своевременно, в нужном месте, с хорошим качеством и по приемлемой цене. Для этого товары группируются по категориям в зависимости от специфических особенностей, а также от того как они используются, потребляются или покупаются. При разработке этих методологий и поддерживающих их организационных подходов и инструментов компаниям необходимо пересмотреть свои прежние представления о запросах клиентов и всех заинтересованных сторон, чтобы понять, какой вклад они могут внести в многомерную рыночную среду, где бренды, производители и поставщики товаров, оптовые и розничные торговцы, а также исследователи рынка играют свою роль и оптимизируют свою методологию в соответствии с их личными бизнес-целями.

Категорийный менеджмент является прогрессивной методологией, направленной на достижение понимания запросов и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон, позволяющей привнести эту коммерческую информацию в масштабируемую рыночную среду.

Принципы управления категориями

1. Новые условия рыночных отношений меняют традиционные подходы к розничной торговле и сфере услуг:

- Размывание представлений о традиционных каналах реализации продукции: в аптеках продаются продукты питания, в продовольственных магазинах реализуются лекарства, а на автозаправках  вы найдете и то, и другое.

- Быстрый рост предприятий с льготным ценообразованием (бонусы и др.).

- Появление магазинов смешанной торговли без управления категориями.

- Развитие новых торговых марок и розничных брендов привносит новую динамику ценообразования в сфере управления категориями для клиентов.

2. Вовлечение потребителя в процесс принятия решений в сфере услуг и розничной торговли

- Использование и обмен данными POS для оперативного получения информации о производительности магазина, сервисного центра для покупателей/потребителей, что необходимо для целей эффективного управления запасами товаров.

- Карта лояльности открывает новые способы построения доверительных отношений с клиентами и получения обратной информации.

- Категорийный менеджмент применяется как язык для сотрудничества между ретейлерами, производителями и потребителями продукции.

- Эффективное реагирование на запросы потребителей (ECR) повышает оперативность системы, включая управление складскими площадями, производительностью  производства, логистику и обмена данными между партнерами в цепи поставок.

Категорийный менеджмент в эру многоканальности - это привлечение покупателя к розничному маркетингу

1. Новое поколение потребителей,  тенденции и необходимость решения глобальных проблем:

- Управление проблемами общественного здравоохранения, обеспечение экономической устойчивости и экологического благополучия регионов, а также социальная ответственность общества, правительства и потребителей требуют рассмотрения подходов к управлению в новом контексте.

- Изменение структуры потребления продукции и выбор покупок сильно влияют на формирование стратегии и тактики категорийного менеджмента.

- Изменение покупательной способности побуждает компании переосмыслить свои предложения  для максимального удовлетворения потребительского спроса.

Категорийный менеджмент: пути и способы реализации товаров и услуг

1. Возрастающая роль управления категориями выводит категорийный менеджмент на новую платформу для формирования предложения, которое начинается с определения потребительских ценностных подходов.

2. Развитие инновационных каналов для выхода на потребителя:

- Новые форматы торговых точек, развитие интернет-магазинов в розничной торговле сближают потребителя и моменты потребления продукта и размывают традиционные покупательские привычки.

- Удобство и цена становятся главными факторами, определяющими покупательский потенциал в розничной торговле, благодаря новой прозрачности цен и удобству электронной коммерции с доставкой на дом.

- Переход от традиционного магазина к многоканальной и оптоканальной системе реализации товаров и услуг. Новые концепции ценообразования, онлайн-продажи, предложение широкого ассортимента, удобство доставки, линейная прозрачность конкурентных предложений, мобильное переключение для сравнения розничных цен, качество онлайн-прослеживаемости, рекрутинг через социальные сети позволяют потребителю увидеть, что его потребности удовлетворяются быстрее, дешевле, а также  в правильное время и место.

Перспективы интегрированного потребительского маркетинга

1. Настает эпоха покупательского маркетинга.

- Розничные продавцы становятся маркетологами, чтобы завоевать покупателя с помощью дифференцированных предложений, новых форматов магазинов и медиапредложений, основанных на информации, полученной в ходе пути потребителя и покупателя.

- Путь достижения потребительской удовлетворенности через интеграцию факторов потребительской и покупательской ценности и, как следствие, к пониманию потребительского опыта в соответствии с его ожиданиями.

- Выгоды потребительской удовлетворенности - это структура для эффективного взаимодействия с потребителем и покупателем (социальные сети, поисковые системы, традиционные каналы сбыта) в новой стратегической маркетинговой логике, коренным образом меняющей традиционные представления о торговле.

2. Большие базы данных обеспечивают платформу для расширения технологий автоматизации бизнес-процессов.

3. Технологические инновации стимулируют внедрение научно-технических достижений в производстве, оптовой и розничной торговле.

- Приобретение виртуального опыта, чтобы легче и в полной мере уловить стремления и ожидания потребителя.

- Использование робототехники в производстве, но еще больше в логистике для сборки корзины и последующей доставки онлайн-заказа.

Итак, можно сделать вывод, что тема категорийного менеджмента является современной и актуальной для совершенствования системы управления производством, поставками, а также для оптовой и розничной торговли. Наша организация готова оказать услуги по обучению и консультированию представителей казахстанских организаций, заинтересованных в успешном внедрении этой новой методологии.

 

Азат Абдрахманов, президент ОО «КОКИМ», главный редактор портала «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан», академик Международной академии качества (IAQ, USA), международный аудитор по системам менеджмента (AFNOR, France),  лицензированный асессор и тренер Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), член экспертной группы Премии Президента РК «Алтын сапа», член международного жюри при Правительстве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), член правления Азиатской сети качества (ANQ), профессор

 

 

Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе всех событий!
Facebook Youtube Instagram Вконтакте Форум качества Телеграм

Комментарии

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите

Авторизация через