Право на личную жизнь. Есть ли оно у нас на самом деле?

Право на личную жизнь. Есть ли оно у нас на самом деле?

Есть два типа людей – те, кто заклеивает вебкамеру на ноутбуке «на всякий случай», и те, кто подшучивает по этому поводу. На самом же деле причин для смеха все меньше. И в этой статье мы расскажем, почему.

Безусловно, все мы хотим иметь право на личную жизнь. Право, которое подразумевает, что никто не имеет права шпионить за нами, копаться в наших привычках, вкусах, предпочтениях. И именно поэтому некоторые заклеивают вебкамеру на ноутбуках. Те же, кто над  ними смеется, также хотят право на конфиденциальность. Просто не тратят наклейки на ноутбук, потому что не считают себя настолько важными персонами, чтобы за ними следили.

В итоге не правы и те, и другие. Потому что  каждый из нас – потребитель. А значит, потенциальный источник дохода. Поэтому знания о наших привычках и вкусах могут сильно помочь компаниям увеличить продажи. Но заклеивание вебкамеры – бессмысленная затея. Потому что следят за нами по-другому. И если вы читаете эту статью, значит, про вас уже давно всё знают – ведь вы в интернете.

Слежка за пользователями интернета, конечно, автоматизирована. Нет никаких многотысячных спецагентов в наушниках, прослушивающих каждый звонок. Есть некие алгоритмы, которые на основе ваших слов, кликов мышкой, посещенных сайтов решают, какую вам рекламу показывать, какие результаты поиска выдавать. И это началось давно – интернет же не вчера появился.

Гугл спрашивает у вас, понравилось ли вам это место, где вы побывали вчера. Просит оставить отзыв. Каспи пишет, что вы недавно интересовались этим товаром, возможно, вас заинтересует такое-то предложение. При  метро вам на смартфон приходит оповещение, что вы оплатили проезд на такой-то станции. Сейчас уже во многих городах Казахстана введен дифференцированный тариф за проезд - при оплате картой он обходится в два раза дешевле. И каждое использование карты фиксируется в глубинах глобальной сети. Так что при желании вычислить, где вы были, что покупали, и как часто и куда вы ездите – не проблема.

Но кое-что изменилось. И это «кое-что» - нейросети, которые активно внедряются в самое разное программное обеспечение, позволяя алгоритмам в разы эффективнее «понимать» вас. Теперь вы для интернета не просто набор статистических данных, теперь вы реально имеете свое лицо. И отключение функции GPS-навигации отныне не гарантирует вам большую конфиденциальность.

Технологии стремительно лишают нас частной жизни под соусом заботы о нашей безопасности. Этот дуализм был всегда – борьба двух противоположностей - безопасности общества и неприкосновенности личной жизни. Общество часто отказывалось от последнего после террактов или каких-то иных шокирующих событий. Но теперь у общества никто и не спрашивает.

Как пример можно привести скандально прославившуюся компанию Clearview AI, которая разработала систему распознавания лиц в США. В ее базе хранятся даже не миллионы, а миллиарды фотографий! И угадайте, откуда они были взяты? Из Фэйсбука. И никто не спрашивал разрешения пользователей.

В этом году, например, стало известно, что полиция США использовала систему Clearview AI почти миллион раз.

А генеральный директор компании Хоан Тон-Тат без тени смущения заявил, что Clearview есть 30 миллиардов изображений, скопированных с таких платформ, как Facebook, без разрешения пользователей.

И что толку, что компания была неоднократно оштрафована на миллионы долларов в Европе и Австралии за нарушение конфиденциальности. Ведь ее услуги востребованы, а спрос порождает предложение. Clearview AI не единственная, кто занимается разработкой системы распознавания лиц. И все эти фирмы продают свой продукт не спрашивая, хотим ли мы видеть свои изображения у них в базе.    

Использование распознавания лиц полицией часто преподносится общественности как средство, используемое только для раскрытия тяжких преступлений. Но по факту полиция в США обычно не распространяется по поводу использования этого приложения.

В Казахстане, с большой вероятностью, такие системы еще не скоро будут использоваться на масштабной основе. Ведь переоснащение и переобучение сотрудников правоохранительных органов обойдется в кругленькую сумму. Но кто может гарантировать, что завтра под предлогом общественной безопасности нечто подобное не появится и у нас? Или что эти технологии не подешевеют настолько, что вопрос бюджета станет несущественным?

Вдвойне пугает и то, что сама система распознавания лиц несовершенна. В США, например, несмотря на все попытки скрыть такие инциденты, есть несколько задокументированных случаев ошибочного распознавания. В Казахстане же, как мы знаем, палочная система раскрываемости вкупе с высокой степенью коррумпированности сотрудников полиции могут привести к печальным последствиям.

При этом Clearview AI заявляют, что точность их систем практически 100%, но тут же глава компании оговаривается.

- В действительности, точность Clearview зависит от качества изображения, которое в него подается, — говорит Тон-Тот. И в интервью BBC он признался, что не согласится, например, в суде дать показания под присягой о столь высокой точности их системы.  

Нейросети только начинают свое триумфальное шествие в мире высоких технологий. И если в Clearview AI их используют для быстрого поиска похожего изображения, то на других платформах с помощью них делают чрезвычайно фотореалистичные рисунки.

"Арест Трампа" - рисунок нейросети

А приложение Deepfake умеет накладывать и менять лица на фотографиях и даже в видеоформатах. В Китае, например, кроме всем известной системы социального рейтинга, в которой, кстати, тоже используется распознавание лиц, создали абсолютно цифровую телеведущую (изображение ниже).

И где гарантия того, что наши все более совершенные технологии не станут использоваться во зло все более несовершенными людьми?

Роман ПОПОВ