Популярное в соцсетях: Глобальная засуха уже пришла в Казахстан?

Популярное в соцсетях:  Глобальная засуха уже пришла в Казахстан?
 
 
 
 НАС ОЖИДАЕТ ДЕФИЦИТ ПОЛИВНОЙ ВОДЫ
 
Мой аул называется Томен-Арык - "Глубокий Канал", он получил свое особе название благодаря тому, что наши предки очень бережно относились к воде, могли не только ее ценить, но и хорошо управляли водными ресурсами.
Наш аул находится рядом с древним городищем Сығанақ - это столица казахских ханов. Так вот, чтобы обеспечить большой город с поселениями рядом с ним водой, был вырыт канал из Сырдарьи, создано уникальное мелиоративное сооружение без использования большой техники, подручными инструментами - лопатами, кетменями, тяпками, ведрами. Вывозили все на арбе.
Благодаря этому рядом с городищем выращивались сельхозпродукция. Хотя река Сырдарья была далеко.
В городе до сих пор можно увидеть большие керамические чаны для хранения запасов.
🟨 НО СЕЙЧАС В НАШЕМ АУЛЕ НЕТ ПОЛИВНОЙ ВОДЫ. УЖЕ ЛЕТ ДЕСЯТЬ.
Основная причина обмеление Сырдарьи. Там, где вода текла самотеком, сейчас нужны насосы. А это очень дорого. Поэтому в ауле почти не сажают огороды, не делают запасы овощей, мало собственной продукции.
На фото я и тыква, выращенная при помощи водопроводной воды, не из арыка. Но ее хватает на пару грядок.
Да и вообще у нас в Кызылординской области с прошлого года ситуация с поливной водой очень обострилась.
Уже начались конфликты, которые только усилятся в ходе начавшегося поливного сезона. Есть риски, что часть урожая засохнет. Это не только разорившиеся сельхозпредприятия - это ожидаемый дефицит продуктов питания.
🟨 Возросшие цены на овощи заставили посмотреть на тему продовольственной безопасности и проблемы сельского хозяйства более пристально. Как оказалось, то, что творится сейчас на полях, напрямую влияет на наше социальное самочувствие.
🟨ЧТО НАС ЖДЕТ❓
В Казахстане прогнозируется снижение водообеспечения в средне- и долгосрочном периоде из-за падения речного стока и роста водопотребления. При этом много воды теряется при транспортировке по причине критического износа каналов и ирригационных систем.
Об этом на отчетной встрече с населением сообщил министр экологии Магзум Мирзагалиев.
В частности, он отметил, что в сельском хозяйстве потери доходят до 50%. Также нужно учитывать и то, что 40% воды поступает в Казахстан по трансграничным рекам из Китая, стран Центральной Азии и России.
Министр сообщил, что для улучшения ситуации с маловодьем в этом году, особенно на юге страны,  достигнуты договоренности с Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном по дополнительному сбросу и пропуску поливной воды в летний период. Также все регионы и акиматы еще в феврале были предупреждены о подготовке к вегетации в условиях маловодья с рекомендацией снизить посевы водоемких культур.
По словам министра, во исполнение поручения президента по увеличению площади орошаемых земель до трех млн га с текущих 1,6 млн га до 2030 года, в прошлом году было отремонтировано 813 км каналов, введено в оборот 53,5 тыс. га орошаемых земель. В этом году площади орошаемых земель увеличатся на 78 тыс.га, а до 2025 года - до 2,2 млн га. Также за пять лет планируется провести реконструкцию более 4,5 тыс. км каналов.
Кроме того, предусмотрено восстановление 41 аварийного водохранилища, из которых 12 уже сданы в эксплуатацию, еще восемь будут закончены в этом году, остальные - до 2025 года. Также запланировано строительство 39 новых водохранилищ в девяти регионах, в том числе в этом году - водохранилища Кенсай-Коскорган в Туркестанской области.
Также в прошлом году был реализован пилотный проект по цифровизации магистрального канала «К-19» протяженностью 12 км в Мактааральском районе Туркестанской области. Было установлено, что вода расходуется на 45% больше от поливных норм. В этом году министерство оцифрует 16 каналов, а всего в течение ближайших пяти лет - 119 каналов протяженностью более 2,8 тыс. км. Это позволит сэкономить до двух куб.км воды.
В части доведения питьевой воды к населенным пунктам в 2020 году велась реализация 14 проектов строительства групповых водопроводов, из которых три завершены, а в этом году планируются к сдаче в эксплуатацию восемь проектов протяженностью 845 км.
🟨НО РЕШИТ ЛИ ЭТО ПРОБЛЕМУ ❓
В долгосрочном периоде надо нам серьезно задуматься. В ближайшие 10 лет объем поливной воды в регионе Центральной Азии сократиться вдвое.
Этому причиной, конечно, и несогласованность действий между соседними странами.
Но наибольшая проблема - это стремительное таяние ледников, которые пополняли ресурсы. А как известно, наши ледники не восстанавливаются. Разве что в следующий ледниковый период.
Поэтому ждать от природы подарков не стоит. И министр уже не поможет, даже самый деловой и продвинутый.
Надо перенастраивать экономику - наверное, поменять стратегические планы по расширению поливных земель. В краткосрочном периоде, наверное, можно подстроиться под ситуацию. Но для этого нужна не только инфраструктура, но и четкое взаимодействие между уровнями власти и водопользователями. Акиматы должны работать в тесной связке с министерством, а не тянуть только в свою сторону. Это не продуктивный путь - строить на территории областей водохранилища и удерживать ресурсы для полива "своих" площадей. Как будто мы конкурирующие страны.
Я знаю, что министерством ведется работа по разработке концепции нового Водного кодекса, и в нем нужно учесть все принципы совместных усилий и ответственности каждого. В том числе по экономии воды, внедрении сберегающих технологий и новых, менее нуждающихся в поливе культур. Так, например, пора уже приступать к планомерному сокращению площадей посадки риса. А также параллельно нужно внедрять новые экономные технология выращивания. Тут бизнес должен понимать свои риски и своевременно перестроить работу.
Акиматы областей должны вести широкую разъяснительную работу. Не давать несбыточных обещаний, что ситуация выправится. Лучше сказать правду и направить активность производителей на другие, менее влагоемкие культуры.
Наверное, без помощи со стороны государства по внедрению новых технологий, обучению, созданию сети по закупу и реализации продукции нельзя. Ну и гражданам нужно быть готовым к рискам повышения цен на продукты. И в целях профилактики поднимать тему помощи сельхозпроизводителям.