Где и какую именно помощь могут получить жертвы бытового насилия в Алматы

Где и какую именно помощь могут получить жертвы бытового насилия в Алматы
фото: Виктор Гилицкий/kp.ru

Куда следует обращаться за помощь женщинам, ставшим жертвами бытового насилия, и какую поддержку им могут оказать в кризисных центрах, рассказали во время брифинга в Алматы юрист Кризисного центра «Жан - Сая» Гулшара Сапарова и председатель правления Объединения юридических лиц «Союз Кризисных Центров» Зульфия Байсакова, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на РСК.  

Как сообщила Гулшара Сапарова, в Алматы функционирует кризисный центр «Жан-Сая», оказывающий помощь жертвам бытового насилия. В 2023 году в центре нашли поддержку 1980 человек, в 2022 году помощь была оказана 1708 людям.

Она отметила, что цель кризисного центра – способствование развитию движения по защите женщин и детей от любых форм гендерного насилия.

«На основе приведенных цифр и анализа работы центра, а также поступивших звонков на телефон доверия “150” было выявлено несколько потребностей. Одной из них является криминализация домашнего насилия, совершенного в отношении членов семьи и близких, в целях выполнения международных обязательств Республики Казахстан и в качестве члена ООН. Это означает введение в Уголовный кодекс РК отдельной статьи «Домашнее насилие». Оно должно быть в числе статей публичного обвинения», - рассказала Гулшара Сапарова.  

Она подчеркнула, что до 2017 года статьи УК РК «Избиение» или «Незначительное телесное повреждение» являлись преступлениями частного обвинения, то есть, если потерпевший не обратится с заявлением, дело не будет возбуждено. Даже если будет возбуждено уголовное дело, оно будет прекращено в случае примирения сторон или же если ущерб будет устранен.

В случаях публичного обвинения уголовное преследование возбуждается следователем или прокурором от имени государства, согласия и инициативы потерпевшей стороны не требуется, примирение не предполагается.

«Если у правоохранительных органов есть подозрения, что число обвиняемых будет увеличиваться, то мы рекомендуем использовать обязательные общественные работы, признанные в международной практике и установленные статьей 24 Конституции Республики Казахстан. Кроме того, агрессор обязуется пройти коррекционную программу. Это также гарантирует безопасность потерпевшего со стороны государства”, - отметила спикер.

Учитывая печальную статистику и актуальность проблемы, представитель кризисного центра поделилась рекомендациями по предотвращению бытового насилия:

  • обязательно звоните по телефонам "102", "112";
  • можно позвонить по телефону доверия "150", мобильному телефону: 8 771 450 3 450 или написать в приложении WhatsApp в случае угрозы. Специалисты центра дают очные и заочные консультации (для этого нужно записаться заранее);
  • при приезде сотрудников правоохранительных органов следует рассказать о случившемся подробно, не скрывая деталей. Запомните или запишите имена сотрудников;
  • если вам некуда идти, то обратитесь за помощью в кризисный центр.

«Не стоит опасаться, что по произошедшему не будут приняты меры, поскольку известные факты регистрируются в органах внутренних дел, а надзорные органы ведут контроль. Давайте объединимся как общество, и вместе сформируем культуру ненасильственных отношений», - подытожила Гулшара Сапарова.

Вместе с тем председатель правления ОЮЛ «Союз Кризисных Центров» Зульфия Байсакова отметила, что проблема бытового насилия в стране остается крайне актуальной и требует вмешательства не только компетентных органов, но и всего общества.  

Она напомнила, что еще в 1998 Казахстан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 2009 году в стране был принят закон “О профилактике бытового насилия”, а в 2016 году был принят стандарт специальных социальных услуг для жертв бытового насилия для их полной реабилитации и социализации. В это же время начали развиваться кризисные центры.

«Имеются еще и приюты, где могут быть жертвы бытового насилия. Но все равно остаются проблемы, потому что закон о бытовом насилии и профилактическая работа еще не на должном уровне. Практически в каждой третьей семье наблюдается один из видов насилия – это либо физическое, психологическое, экономическое, либо сексуализированное насилие. Мы проводили исследование вместе с фондом Фридриха Эберта, где каждый шестой ребенок является свидетелем насилия. То есть один миллион детей являются свидетелями насилия, испытывают тот же страх и ужас, что и его родители. И к сожалению, у нас на сегодняшний день не разработаны программы по их реабилитации», - сообщила спикер.  

Отвечая на вопросы журналистов, эксперт отметила, что единого портрета жертвы домашнего насилия нет. Насилию могут подвергаться женщины независимо от возраста, этноса, социального статуса, уровня образования, места проживания и т.д.

«Как показывают последние события, жертвами бытового насилия может стать любая женщина или девушка. На мой взгляд, какого-то особого портрета жертвы нет. Единственное, вот за последние годы удивляет то, что к нам обращается много молодых женщин. Например, девушке двадцать пять лет и у нее уже трое-четверо детей, при этом нет образования. В таких случаях мы проводим обязательное прохождение профессиональных образовательных занятий для того, чтобы можно было получить первоначальные навыки для организации собственного дела с частичной занятостью», - рассказала Зульфия Байсакова.  

Продолжая тему реабилитации жертв бытового насилия, юрист кризисного центра «Жан - Сая» Гулшара Сапарова рассказала о том, как их социализируют, помогают в нахождении работы.

«В городских центрах “Бакытты отбасы” жертвы проходят месячное обучение на курсах по востребованным на сегодняшний день профессиям СММ и мобилографии. Освоив данную профессию, женщины получают свой первый доход, у них появляется возможность отправить ребенка в детский сад, работать с психологами и жить дальше. У нас, как только что отметили, также ведется работа с агрессорами. Есть семьи, которые вместе проходят коррекционную программу и выходят  из кризисной ситуации», - поделилась она.  

Как подчеркнула Зульфия Байсакова, важным остается и проблема развития кризисных центров, которые оказывают психологическую, юридическую помощь и другие виды социальных услуг.

«По этому вопросу по стране закрыто всего 15 процентов потребности. Очевидно остро стоит  вопрос о необходимости развития кризисных центров по всему Казахстану, и в частности в сельской местности. На наш взгляд, очень важно развивать программы по работе с агрессором, потому что кризисные центры оказывают помощь жертве бытового насилия, и женщина выходит на новый уровень понимания той проблемы, с которой она сталкивается. Ей оказывается всеобъемлющая помощь, после чего она готова вернуться в семью. Но возвращаясь, она видит того же агрессора с теми же принципами, с теми же установками. Поэтому работа по изменению его поведения является актуальной, что и делает сегодня союз кризисных центров вместе с другими организациями в Казахстане», - добавила спикер.  

Эксперты рекомендуют в случаях бытового насилия незамедлительно обращаться за помощью. В первую очередь нужно обратиться в правоохранительные органы по номеру 102. Сотрудники полиции не имеют права отказать в помощи жертве. И далее обратиться за помощью в кризисные центры, которые гарантируют конфиденциальность и защиту от агрессора.

«По телефону доверия “150” можно получить анонимную помощь. У нас есть также телефоны, куда можно обратиться по WhatsApp: 8 701 4503450 в случае опасности. Важно иметь инструменты защиты и уметь ими пользоваться», - подытожила Зульфия Байсакова.