фото: pixabay
Во многих развитых странах наблюдается «разрыв в рождаемости» — разница между желаемым и фактическим числом детей, что в значительной степени объясняется экономическими факторами, такими как стремительно растущая стоимость жизни и ухода за детьми. На этом фоне доля семей с одним ребенком в Англии и Уэльсе достигла 44% от всех семей с детьми-иждивенцами, увеличившись на 42% с начала века, сообщает BBC.
Несколько лет назад жительница Великобритании Натали Джонстон наткнулась в Facebook на группу под названием «One And Done On The Fence» («Один и готово: в раздумьях»), и это принесло ей облегчение. У Натали и её мужа есть пятилетняя дочь Джоани. Они склоняются к тому, чтобы не заводить второго ребенка, но не по собственному желанию, а из-за финансовых причин и нехватки времени. Натали трудно представить, что у них будут ресурсы для второго ребенка.
«Все говорят, что ты будешь в восторге от этого ребенка, но есть одна маленькая загвоздка, о которой ты думаешь: «А что, если я поставлю свою первую дочь в такое положение, где она не сможет заниматься тем, чем хочет, потому что мне придется распределять деньги между ними?», — делится Натали. Она также задается вопросом: «Нормально ли говорить, что у вас только один ребенок, потому что он не вписывается в современные подходы к воспитанию?»
Для 35-летней Натали современное воспитание включает семейные каникулы с дочерью, а также будничные вечера, посвященные школьным делам и домашним заданиям. Однако, учитывая её напряженную работу и отсутствие родственников, которые могли бы помочь с уходом за детьми, это также превращается в дорогостоящую головоломку с оплатой детских садов и нянь. В конечном счете, решение о второй беременности остается непростым.
«Мне кажется, ты боишься пожалеть об этом», — говорит Натали.
По данным Управления национальной статистики (ONS), в прошлом году коэффициент рождаемости в Англии и Уэльсе составил 1,41 ребенка на одну женщину. Это самый низкий показатель за всю историю наблюдений третий год подряд. При этом доля семей с одним ребенком неуклонно растет с начала века. В прошлом году они составляли 44% всех семей с детьми-иждивенцами в Англии и Уэльсе, что на 42% больше, чем в 2000 году.
Падение рождаемости в Великобритании является частью того, что Организация Объединенных Наций (ООН) называет «глобальным спадом рождаемости», частично объясняя это финансовыми проблемами. Люди не «отказываются от родительства», говорится в кратком изложении доклада Фонда ООН в области народонаселения «Состояние населения мира», в котором были опрошены люди в 14 странах. Вместо этого в документе отмечается, что им «отказано в свободе создавать семьи из-за стремительно растущей стоимости жизни, сохраняющегося гендерного неравенства и усиливающейся неопределенности относительно будущего».
Министр образования Бриджит Филлипсон ранее в этом году заявила, что хочет, чтобы «больше молодых людей заводили детей, если они того пожелают». Она указала на расширение государственного финансирования часов ухода за детьми в Англии как на способ, которым правительство пытается вернуть «разбитые мечты». По данным детской благотворительной организации Coram, в этом году годовые расходы на содержание ребёнка младше двух лет в Англии впервые за 15 лет снизились, составив в среднем 12 425 фунтов стерлингов, что на 22% меньше, чем годом ранее. Однако в Шотландии и Уэльсе эти расходы немного выросли — до 12 468 и 15 038 фунтов стерлингов соответственно.
Исследование, проведенное в прошлом году в Университетском колледже Лондона (UCL), показало, что две пятых 32-летних жителей Англии хотят иметь детей (или больше детей), но только каждый четвертый из них активно пытается зачать ребенка. Доктор Паула Шеппард, антрополог из Оксфордского университета, считает, что родители на Западе по-прежнему считают наличие двух детей «нормой». Однако, по её утверждению, существует «разрыв в рождаемости», и что «на каждых трех желанных детей… рождается только двое».
«Во многом этот разрыв обусловлен тем, что люди все позже и позже заводят семьи», — объясняет доктор Шеппард. Часто это происходит из-за возможностей получения образования и карьерного роста для женщин, а также изменения гендерных ролей. «Становится намного сложнее забеременеть [и] намного сложнее сохранить беременность».
Падение рождаемости и, как следствие, сокращение числа учеников создают проблемы для политиков в сфере образования. По данным Института образовательной политики, с 2019 года число учащихся в Англии сократилось на 150 000, и к концу десятилетия оно сократится еще на 400 000. Поскольку школам выделяют деньги на каждого ученика, меньшее число учащихся означает меньше денег, что, в свою очередь, затрудняет директорам финансирование персонала и ресурсов.
Около года назад на британском форуме Reddit для учителей обсуждалась мысль о потенциальном влиянии увеличения числа единственных детей на систему образования. Участники форума высказывали мнение, что они наблюдают рост числа «избалованных» детей с «требовательным поведением из-за чрезмерно баловства родителей». По их словам, у таких детей, как правило, есть братья или сёстры гораздо старше, либо их нет вообще. Идея о том, что единственные дети могут быть эгоистичными или избалованными, восходит к исследованиям конца XIX века психологов Дж. Стэнли Холла и Э. У. Боханнона.
«Эгоизм — одна из самых поразительных черт единственных детей в семьях», — писали они в своём «Исследовании странных и исключительных детей». «„Единственный ребёнок“ страдает от недостатка социальных навыков».
Однако более поздние исследования опровергли эту идею. Доктор Адриан Мансиллас, психолог и профессор кафедры образования Калифорнийского государственного университета, отмечает, что «многочисленные исследования опровергли мифы о том, что единственные дети плохо приспосабливаются, избалованы и одиноки».
Доктор Мансиллас посвятила свою карьеру изучению динамики семьи и развития единственных детей. По её словам, большинство исследований «постоянно демонстрируют преимущества быть единственным ребенком, особенно в плане образовательных и академических результатов». Это, главным образом, объясняется теорией «разбавления ресурсов».
Проще говоря, по её словам, это означает, что родители, имеющие одного ребёнка, «могут принимать более активное участие в его образовании».
«Дети, у которых есть братья и сёстры, получают от родителей время, эмоциональную поддержку, внимание и финансовые ресурсы, в то время как единственный ребёнок этого не делает», — говорит доктор Мансиллас. «Такая концентрация ресурсов, как правило, обеспечивает единственному ребёнку академические преимущества».
Она ссылается на некоторые исследования, которые показывают, что многие единственные дети показали лучшие результаты в учебе, когда школы были закрыты на карантин во время пандемии COVID-19, «из-за относительной доступности родительских ресурсов».
Учёные из Университетского колледжа Лондона (UCL) также упоминают теорию «разбавления ресурсов» как одну из трех теорий социальных наук о последствиях рождения единственного ребенка. Вторая теория — «теория слияния», которая также предполагает, что дети, не имеющие братьев и сестер, учатся лучше, поскольку «интеллектуальная среда» семьи ухудшается по мере роста числа детей. Затем существует «теория социализации», которая, напротив, утверждает, что братья и сестры помогают детям научиться делиться, договариваться и разрешать конфликты.
По словам учёных из UCL, существующие исследования подтверждают первые две теории, но не подтверждают теорию социализации, поскольку показывают, что дети, имеющие только братьев и сестер, «сопоставимы с детьми, имеющими братьев и сестер, по характеру, детско-родительским отношениям, успеваемости, мотивации и личностной адаптации».
Доктор Мансиллас также предполагает, что на более высокую успеваемость единственных детей может влиять еще один фактор:
«Родители одного ребенка, как правило, добиваются более высоких результатов в образовании, чем родители нескольких детей». Она считает, что родители часто откладывают рождение детей, чтобы завершить карьеру или получить высшее образование, что говорит о том, что они, вероятно, придают большое значение образованию в целом.
Ранее в этом году американский психолог Сьюзен Ньюман исследовала так называемые «династии единственного ребенка» (когда единственные дети в семье сами решают иметь только одного ребенка).
Она пишет:
«Взрослые дети, у которых в семье только один ребенок, все чаще решают иметь «только одного» ребенка».
Она полагает, что таких династий будет становиться больше.
Фраза «маленькие императоры» использовалась для описания единственных детей, рожденных в рамках политики Китая «одна семья — один ребенок». Некоторые считали, что это привело к появлению поколения «одиноких детей, которых баловали». Однако, хотя эта политика и оставила после себя длительное наследие (старение населения и гендерный дисбаланс), исследования показывают, что «эффект маленького императора» здесь не при чем. Исследование китайских школьников, проведенное американскими исследователями в двух Техасских университетах, показало «очень мало эффектов, связанных с наличием единственного ребенка» в семье, на личность детей.
Опасения по поводу снижения рождаемости носят глобальный характер, и правительства по всему миру пытаются стимулировать людей заводить больше детей. Администрация президента США Дональда Трампа обсуждала идею выплаты «детского бонуса» в размере 5000 долларов. Польша ввела политику нулевого подоходного налога для семей с двумя и более детьми. В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан ввёл налоговые льготы для матерей.
Тем не менее, с точки зрения статистики и политики, решение о рождении ребенка остается очень личным.
Источник: BBC
#Рождаемость #СемьиСОднимРебенком #СтоимостьЖизни #Демография #Великобритания
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через