Почему люди часами стоят за обычным картофелем фри: психологический анализ "вирусного" питания в путешествиях

Почему люди часами стоят за обычным картофелем фри: психологический анализ "вирусного" питания в путешествиях
фото: Alamy

Очереди за "вирусной" едой в мировых туристических центрах стали повсеместным явлением. Эксперты в области психологии и туризма объясняют, что готовность путешественников часами ждать, чтобы попробовать обычные закуски, связана не столько с самими блюдами, сколько со страхом упустить что-то важное (FOMO), влиянием социальных сетей     и стремлением к "социальному доказательству", сообщает BBC.

Из своей амстердамской квартиры Томас А. П. ван Леувен ежедневно наблюдает за необычным современным явлением. Вдоль канала Кейзерсграхт, на фоне величественных домов XVII века, туристы выстраиваются в длинные очереди, чтобы купить конусы картофеля фри за 5,50 евро ($\text{€}5,50$) для создания контента в TikTok или Instagram.

Речь идет о заведении FabelFriet, которое стало невероятно популярным в TikTok в 2023 году. С тех пор его магазин в районе Де Неген Страатйес (Девять улиц) постоянно привлекает толпы посетителей. Персонал и таблички вынуждены регулировать потоки желающих, направляя их вдоль моста и тротуара. В нескольких метрах похожие очереди выстраиваются у корейской сэндвичной Chun, а красиво упакованное печенье в Van Stapele Koekmakerij стало ещё одним вирусным местом паломничества в Амстердаме.

Амстердам — не единственный город, где наблюдается это явление. В нью-йоркском Вест-Виллидже за пиццей в L'Industrie выстраиваются многочасовые очереди. Покупка бейгла с солониной в лондонском заведении Beigel Bake — это испытание на терпение, а японская мода на пончики I'm Donut? распространилась по всему миру, и в нью-йоркском филиале также постоянно стоят люди. Итальянская All'antico Vinaio проверила свою популярность в Великобритании и США, где посетители выстраиваются в очередь за свежеиспечёнными сэндвичами скиаччата (тосканская лепёшка).

По всему миру путешественники теперь готовы ждать час или больше, чтобы попробовать модные интерпретации повседневных блюд. Психологи говорят, что эти очереди на самом деле вовсе не о еде; они показывают, как социальные сети, статус и стремление к эффектности меняют современный туризм.

Почему очереди нас так привлекают

Очередь не просто свидетельствует о популярности, она запускает мощные психологические реакции. Страх упустить что-то важное (FOMO) — самое убедительное объяснение того, почему люди ждут еду, о которой только слышали, говорит Рейчел С. Херц, адъюнкт-доцент кафедры психиатрии и поведения человека в Медицинской школе им. Альперта при Университете Брауна.

«Что касается позитивных впечатлений, когда люди видят других людей в очереди за чем-то, это делает «то», за чем люди стоят в очереди, более желанным и вызывает FOMO», — отмечает она.

Кэтрин Янссон-Бойд, профессор психологии потребителей в Университете Англия Раскин, объясняет этот механизм как «социальное подтверждение одобрения». По её словам, если вы постоянно видите людей в очереди, повторение может сделать это поведение нормальным — даже ожидаемым — и это может незаметно изменить вашу реакцию. 

«Вы немного боитесь что-то упустить», — говорит она.

Поскольку большинство людей уже видели еду в интернете до того, как пришли, знакомство с ней происходит через персональные ленты, а не на улице. Давление, заставляющее делать то, что делают другие, возросло, говорит Янссон-Бойд. 

«Это меняет нас, потому что мы очень общительны и хотим, чтобы все видели, что мы делаем, и хотели делать то же, что и другие».

Однако страх упустить что-то важное сам по себе не объясняет, почему люди теперь снимают себя на видео, ожидая в очереди, или почему еда становится фоном, а не главным элементом. Психология очередей всё больше связана с чем-то новым – и гораздо более заметным.

Путешествие как представление

Ожидание в очереди за популярной едой — это часть более масштабного представления. Люди не просто едят вирусную еду — они снимают себя на видео, а их последующие публикации показывают другим, что они нашли что-то особенное. Вирусные блюда распространяются в TikTok и Instagram ещё до прибытия путешественников, и миллионы смотрят, как другие пробуют их на камеру.

«Социальные сети предоставляют туристам площадку для демонстрации своего отдыха», — объясняет Сара Долникар, профессор бизнес-школы Университета Квинсленда. 

Быстрый поиск в TikTok по хештегам #stroopwafel или #friet (картофель фри) выдаёт тысячи видеороликов, в которых путешественники оценивают «популярные блюда», эстетично снимая себя в очереди или возле заведения.

Барбора Лабудова ежедневно наблюдает за этим представлением в кафе FA Stroop Stroopwafels в Амстердаме, где туристы выстраиваются в очередь за хрустящими печеньями с карамельной начинкой и клубникой или фисташками. Каждый день ей приходится просить клиентов с телефонами не снимать её на видео во время приготовления лакомства.

Знаменитости и влиятельные лица усиливают этот цикл, добавляет исследователь Стефан Гёсслинг, профессор Школы бизнеса и экономики Университета Линнея. Они неустанно накапливают социальный капитал, чтобы определить следующее модное место и оставаться актуальными, а их последователи имитируют это поведение, демонстрируя свою принадлежность к тому же сообществу. 

«Эта [тенденция к имитации] по сути является корнем повторяющихся моделей передвижения и повторяющегося поведения на микроуровне, когда люди ходят в одну и ту же пекарню, в один и тот же магазин пончиков и в одну и ту же бургерную», — говорит он.

Поскольку большая часть этих мероприятий теперь проходит онлайн, места, которые посещают люди, обнаруживаются не случайным образом, а алгоритмами. Это меняет не только поведение путешественников, но и то, куда они едут в первую очередь.

Иллюзия открытия

В TikTok для путешественников создаётся ощущение, что все одновременно «находят» одно и то же популярное место – хотя всю работу выполняют алгоритмы. Долникар отмечает, что онлайн-поиск снижает когнитивную нагрузку на путешественников. 

«Возможно, ожидание в очередях для людей проще, чем прилагать усилия и открывать для себя жемчужины вдали от проторенных дорог».

Но это имеет свою цену. Алгоритмы отдают приоритет уже популярному контенту, а не разнообразному или малоизвестному, а это значит, что одни и те же ресурсы одновременно доступны миллионам людей. Более того, эти платформы поощряют контент, вызывающий эмоции, стимулирующий клики и репосты, тем самым способствуя дальнейшему распространению популярного контента. Но вирусность трудно предсказать и контролировать, и стремительный рост представляет собой не только экономическую возможность, но и нагрузку на существующую инфраструктуру.

То, что начинается как вирусный тренд, может быстро изменить облик целых районов. Например, когда толпы путешественников оказываются в одном и том же магазине мороженого в Риме или в одной и той же закусочной в Амстердаме, местные жители сталкиваются с негативными последствиями в виде мусора, шума и ненадлежащего управления.

«Создание ещё более популярного туристического места, как правило, не приносит большой пользы, — говорит Долникар. — Напротив, существует существенный риск негативной реакции со стороны местного населения, поскольку качество жизни местных жителей может пострадать».

Именно этот нескончаемый поток туристов побудил Ван Леувена бороться с повальным увлечением чипсами. Вместе с другими жителями улицы Де Неген Страатйес он требует, чтобы городские власти пересмотрели лицензию магазина. В городе разворачивается более масштабная дискуссия о чрезмерном туризме.

Тем не менее, толпы редко отпугивают людей. 

«Вид других людей в очереди придает уверенности в том, что ты поступаешь правильно», — говорит Гёсслинг.

Даже зная, что очереди подогреваются ажиотажем, путешественники продолжают к ним присоединяться – это доказывает, что для многих ожидание стало таким же важным, как и сама еда.

Источник: BBC

#Туризм #СоциальныеСети #FOMO #ВируснаяЕда #Психология