фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)
Недавний спор вокруг китайского производителя микросхем Nexperia и ограничений на поставки чипов в ЕС обострил вопросы о глубокой экономической зависимости Европы от Китая. Эксперты предупреждают, что Пекин превращает торговые отношения в геополитическое оружие, используя поставки жизненно важных компонентов, таких как автомобильные чипы и редкоземельные металлы, как «дамоклов меч» над европейскими стратегическими отраслями. Брюссель должен противостоять этой практике, используя свои торговые инструменты, сообщает The Guardian.
Решение правительства Нидерландов, принятое в конце сентября, о приобретении Nexperia, китайского завода по производству микросхем, едва не привело к остановке всей европейской автомобильной промышленности.
Напряжённость в отношениях между Европой и Китаем несколько снизилась в минувшие выходные, поскольку Пекин подтвердил, что ослабит ограничения на поставки автомобильных чипов в ЕС, что вызвало облегчение на автозаводах по всему миру. Однако это лишь обострило вопросы об асимметричных отношениях ЕС с Китаем. Многие представители промышленности, дипломатии и правительств задаются вопросом, не является ли Европа уже не просто «сопутствующим ущербом» в более масштабной китайско-американской политической войне, а сама по себе мишенью.
«Мы можем выиграть немного времени, но есть ощущение, что мы вступаем в ситуацию, когда с этого момента нам придётся иметь дело с постоянными кризисами, и что отношения с Китаем действительно перешли грань», — заявил Эндрю Смолл, старший научный сотрудник Германского фонда Маршалла и бывший советник по Китаю в Европейской комиссии.
Важно, что Китай согласился возобновить поставки чипов Nexperia только на 12 месяцев и исключительно для гражданского использования, оставив возможность для будущих действий, если Пекин захочет вмешаться в возрождённую оборонную промышленность ЕС или снова перекрыть кран автомобильной промышленности.
«Китай постоянно предпринимает шаги, которые фактически не останавливают работу промышленности, а лишь душат поставки. Если такая удушающая хватка сохранится, Европа окажется под постоянным дамокловым мечом», — добавил Смолл, отметив, что Европа «больше не является сопутствующим ущербом» торговой войны с Дональдом Трампом.
Помимо крайне неприятного опыта Nexperia, в отношениях между ЕС и Китаем наблюдается более масштабный дисбаланс: дефицит торгового баланса составляет 300 млрд евро в пользу Китая. Тарифные меры блока, включая прошлогодние пошлины на электромобили, не способны сдержать поток импорта.
В апреле наблюдалось замедление в производстве автомобилей после того, как Китай ввёл экспортный контроль на материалы, а один политик в Германии сообщил, что у одной крупной компании припарковано 100 000 автомобилей в ожидании установки магнитов на окна. К июню производители были в «полной панике», пытаясь найти магниты, а совсем недавно выяснилось, что производители в Германии, которая импортирует 95% своих редкоземельных металлов из Китая, были вынуждены передавать Пекину сведения о своём бизнесе, которых нет даже у немецкого правительства, чтобы заполучить товар.
Йенс Эскелунд, председатель Европейской торговой палаты в Китае, считает, что проблема не в товарах на Shein, а в зависимости, которую Китай создаёт в стратегических отраслях, таких как чистые технологии, то есть автомобильная, солнечная и ветровая энергетика.
«Мы живём в период перемен, невиданного за последние 100 лет», — заявил Эскелунд, добавив, что Китай превращает свои торговые отношения в оружие, используя их как возможность «проецировать силу» на более слабого соперника и извлекать экономическое преимущество.
В прошлом месяце агентство Bloomberg сообщило, что немецкие автомобильные компании должны были предоставить подробную конфиденциальную информацию о своей деятельности, чтобы получить лицензии на импорт магнитов, необходимых для оконных проёмов в автомобилях, что дало Пекину более глубокое представление о немецких компаниях, чем Берлину.
Официально ЕС проводит политику «снижения рисков» в отношениях с Китаем, но не «разъединения», как это было заявлено председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в марте 2023 года.
«Кризисы с Nexperia и редкоземельными металлами могут и должны вывести Европу из состояния ступора, вызванного стремлением снизить риски», — написал Ноа Баркин, советник аналитического центра Rhodium Group, ругая Берлин за «инертность» в вопросе принятия мер по изменению баланса в отношениях с Китаем.
По словам Баркина, более вероятный сценарий в отношении текущих переговоров ЕС по редкоземельным металлам заключается в том, что «Китай предоставит американским компаниям преимущественный доступ к редкоземельным металлам, чтобы умиротворить Трампа, одновременно держа европейцев на жёстко контролируемой капельной подаче».
Чиновники в ЕС выражают определённую степень разочарования в том, что они используют имеющиеся у них инструменты — «постоянно прибегая к торговой защите», чтобы сдержать натиск Китая, включая проведённое на прошлой неделе антисубсидиционное расследование в отношении китайских шин, — но не считают, что государства-члены играют свою роль в оказании помощи своим собственным отраслям промышленности в диверсификации цепочек поставок.
Налицо явные признаки того, что Брюссель и Франция готовы к противостоянию. В прошлом месяце фон дер Ляйен предупредила, что ЕС «готов использовать все имеющиеся в нашем арсенале инструменты для реагирования в случае необходимости». Это едва завуалированный намёк на антипринудительный инструмент (ACI), который ЕС не использовал в ходе своего тарифного спора с Трампом ранее в этом году.
Названный брюссельскими дипломатами «ядерным сдерживающим фактором», это никогда ранее не применявшийся закон о торговой защите, принятый в 2023 году, который может позволить ЕС ввести больше ограничений на китайский импорт, запретить ему участвовать в тендерах на закупки, а в крайнем случае - заблокировать доступ на открытый рынок.
Президент Франции Эммануэль Макрон, выступавший за использование ACI против США, открыто настаивает на его применении против Китая, если возникнет такая необходимость.
«Это экономическое принуждение. Нам нужно действовать», — заявил он после саммита лидеров ЕС в октябре.
Однако он вряд ли получит поддержку Германии.
«Отказаться от Китая не так-то просто, потому что последуют ответные меры», — считает Йоахим Тайбер, эксперт в области автоматической промышленности в Имперском колледже, указывая на то, что BMW продаёт в Китае почти 800 000 автомобилей в год.
«Можно было бы полностью отказаться от китайской политики, последовать примеру США и заявить, что мы не будем использовать китайские компоненты, но это крайность, которая не осуществима. Это имело бы катастрофические последствия для экономики», — добавил он.
В ЕС нет действующих рудников по добыче редкоземельных металлов. Министр финансов США Скотт Бессент заявил после встречи Трампа и Си Цзиньпина в Корее, что ЕС потребуется «два года» для обеспечения собственных поставок, поскольку такие компании, как General Motors, уже сотрудничают с рудниками. Найджел Стюарт, директор Центра отраслевой экономической эффективности при Имперском колледже Лондона, заявил, что Китай контролирует 96% мировых поставок магнитов и Европе может потребоваться 10 лет, чтобы сделать то, что сделал Си Цзиньпин — скупить или взять под контроль всю цепочку поставок от рудника до сборочной линии.
Источник: The Guardian
#Китай #ЕС #ТорговаяВойна #Nexperia #РедкоземельныеМеталлы
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через