Уровень качества жизни в Казахстане

Уровень качества жизни в Казахстане

Уровень качества жизни в Казахстане

 В нашем обществе принято говорить об уровне жизни населения, который предполагает материальную обеспеченность людей. Но в социальных науках существует более полное и важное понятие,  такое как качество жизни. Что же включает в себя это понятие, какие характеристики присущи этому понятию?

В показатели качества жизни человека, согласно разработкам Нобелевских лауреатов, социологов А. Стена и Дж. Стиглица, входит несколько элементов:

-здоровье;

-свободный доступ к знаниям;

-свободный доступ к общественной жизни;

-отсутствие угроз жизни;

-благополучие людей.

Я думаю, что этот список можно продолжить, потому что качество жизни является важнейшим и комплексным показателем. К тому же для разного уровня людей этот показатель претерпевает изменения. Например, кому-то хорошо, когда светло, тепло и хорошая  еда, другим необходимо кроме этого следовать философии –посадить дерево, вырастить сына. Другая категория людей не останавливается на этой философии и продолжает свой уровень пути развития  на дороге своей жизни.

Как же у нас в Казахстане обстоят дела с этим качественно новым понятием уровня качества  жизни?

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (https://stat.gov.kz/news/ESTAT426268) определило уровень   качества жизни населения в республике Казахстан в 2021 году.

По результатам выборочного обследования домашних хозяйств по анкете «Качество жизни населения», 61,3% респондентов (по субъективной оценке) удовлетворены своей жизнью в целом, при этом в сельской местности удовлетворенных значительно больше (70,7%), чем в городской (56,1%).

По сравнению с аналогичным обследованием предыдущего года уровень удовлетворенности жизнью респондентов незначительно снизился (в 2020г. – 63,5%).

Своим здоровьем удовлетворены 48,7% респондентов, частично удовлетворены - 47,7%.

Респонденты удовлетворены качеством услуг, предоставляемых Центрами скорой медицинской помощи – 50,9% опрошенных.

Уровень удовлетворенности респондентов своим финансовым положением в текущем году снизился на 1,4 процентных пункта и составил  40,2%.

По уровню материального обеспечения (достатка) 65,6% респондентов отнесли себя к среднему уровню обеспеченности (средний класс), 0,8% респондентов отнесли себя к высокому уровню обеспеченности и лишь 0,4% респондентов указали низкий уровень обеспеченности.

О своем положительном будущем в перспективе уверены 40,5% респондентов, предполагают, что будет улучшение в будущем - 33%, и лишь 0,1% респондентов думают, что будут жить хуже.

(Более подробную информацию найдете на сайте https://stat.gov.kz/news.)

Очень хотелось бы, что бы рейтинг качества жизни в городах привлекал  внимание общества к важнейшим проблемам региональной науки, стимулировал широкое обсуждение стратегий развития городов, проблем в городах, повышал прозрачность принимаемых решений, как нам и обещали это делать, когда в 2020 году принимали решение о разработке периодического национального рейтинга качества жизни в городах Казахстана.

Можно ли доверять статистике? Статистике можно верить, если точно иметь представление - кого, когда и как опрашивали. А результаты опроса анализировали  по результатам выборочного обследования домашних хозяйств… И такую информацию отслеживать крайне трудно, почти не возможно. И верится с трудом…

Уважаемые посетители нашего портала, что вы можете сказать о результатах таких опросов? Насколько правдива эта информация? Кто-то из вас принимал участие в опросе? Как вы думаете, нужно ли проводить такие рейтинги? И какие критерии качества жизни вы бы предложили для исследования?

На эти и другие вопросы хотелось бы услышать ваше мнение. Пишите нам, поднимайте различные вопросы данной тематики.

Л. Циновкина, эксперт-аудитор по сертификации персонала, руководитель семинаров и тренингов, международный асессор Европейской Модели EFQM