Рейтинг: какие социальные сети в Казахстане самые популярные?

Рейтинг: какие социальные сети в Казахстане самые популярные?
фото: Из открытых источников

Эксперты-участники бизнес-конференции Международной выставки моды Central Asia Fashion Spring-2023 представили эксклюзивные данные исследования и выяснили, какие социальные сети наиболее популярны у казахстанцев и как чаще всего использует их казахстанская молодежь.

Также эксперты рассказали об ожиданиях покупателей в социальных сетях, что будет популярно в среднесрочной перспективе, важности онлайн-шопинг-стратегии и онлайн-трендах для ретейлеров. 

Что ждут покупатели в социальных сетях

Обзор отраслевых исследований на тему социальных сетей от Mail.ru Group, Google и Forester, а также эксклюзивные данные соцопроса от Ассоциации общественного мнения КАПИОР представила генеральный продюсер и шеф-модератор бизнес-конференции Central Asia Fashion Милена Ершова.

«Социальные сети стали ведущим каналом коммуникации между брендами и потребителями. По данным Mail.ru Group,

  • 79% пользователей хотят узнавать об акциях и скидках бренда;
  • еще 74% - о новых товарах и услугах;
  • 55% интересны конкурсы и розыгрыши, проводимые марками;
  • 23% участников опроса спрашивают о товарах и услугах, люди не просто смотрят и потребляют информацию, они напрямую входят в контакт и им важно, чтобы была обратная связь;
  • более того, 19% пользователей хотят общаться с другими покупателями товаров бренда», - отмечает эксперт.

В то же время по данным эксклюзивного отраслевого исследования, прошедшего в начале марта среди казахстанской молодежи 14 – 35 лет,

наиболее популярная в республике социальная сеть - Instagram, ее выбирает 71% респондентов.

Со значительным отрывом - 59% опрошенных - на втором месте расположилась сеть TikTok. Далее 57% рейтинга у казахстанской молодежи заняли Telegram и YouTube. Замыкают рейтинг ВКонтакте – 27% и Facebook – 13%. Более старшая аудитория  - 25-35 лет - выбирала соцсеть Одноклассники - 8% опрошенных и Twitter – 3%.

Примечательно, что 4% молодых людей вообще находятся в цифровом детоксе и не следят за социальными сетями. 

Как казахстанцы 14 – 35 лет используют социальные сети

По информации, представленной генеральным продюсером CAF Миленой Ершовой,

  • 56% опрошенных в социальных сетях смотрят видео и слушают музыку.
  • 44% респондентов читают новости.
  • 26% общаются с уже знакомыми людьми и столько же следят за блогерами и знаменитостями.
  • 19% пользователей отметили, что в соцсетях обучаются, а также ищут вакансии и стажировки. 

«Если же делить по возрастным категориям, основными потребителями контента остаются тинейджеры 14–18 лет, 58% используют соцсети для просмотра видео и прослушивания музыки, 30% читают новости и 25% общаются в сети со знакомыми, - делится результатами исследования Милена Ершова. – Более старшая возрастная категория казахстанцев - 25-35 лет, - по сути основная для ретейлеров, предпочитает видеоконтент (57%), 51% - читает новости, 27% - следят за блогерами и знаменитостями, и в меньшей мере, 24%, общаются со знакомыми и чуть меньше обучаются или проходят тренинги».

«Для каждого второго казахстанца социальные сети - это источник видео и музыкального контента. И только потом новости.

Если быть ближе к теме ретейла, то за последние полтора года все новые медиа включили функцию шопинга: от Whats App до Pinterest.  А все это дополнительные каналы продажи, новые возможности, которые нужно использовать вкупе, - отмечает шеф-модератор бизнес-конференции CAF Милена Ершова. - 72% миллениалов до 35 лет хотят тратить деньги, делая что-то, а не покупая вещи. Играя в игры, покупая подписки, музыку, подкасты. А ведь это то, на что ретейлеры обычно совсем или не особо обращают внимание, хотя это возможности для будущих продаж».

Мнение коллеги поддержала лучший стилист 2022 года, fashion-блогер Мира Берген. Модный эксперт отметила, что игнорирование онлайн-продаж через социальные сети дает ретейлерам потерю до 30%:

«Ожидается, что к 2024 году соцсети будут продавать около 50%, и дальше эта доля будет только расти. При том что онлайн продажи требуют меньше расходов, ведь там нет аренды, зарплаты большого коллектива и это более финансово устойчиво и выгодно для магазина».

Кроме того, Берген дала рекомендации аудитории и напомнила ретейлерам о возможностях социальных сетей: «Любители самой популярной в Казахстане отписки «Цену запрашивайте в директ», проигрывают магазинам, сразу указывающим стоимость товара. Соцсети создают имидж модным магазинам и задача бренда показать покупателю потребность в существующем товаре. И чем больше бренд дает подробной информации, тем выше конкурентоспособность по сравнению с другими продавцами и магазинами. Например, тем, кто пишет цену и предоставляющим всю информацию о товаре. Сегодня можно делать отличные денежные обороты, даже через Instagram, при этом не имея реального магазина, - отмечает Мира Берген. – В то же время социальные сети, вне всяких сомнений, формируют лояльность аудитории: кто-то воспринимает контент, кому-то важна просто обратная связь. 

Но однозначно покупатели ждут решения своих проблем: им не нужна новая кофточка, они хотят хорошо выглядеть на свидании, влиться в профессиональную среду после декрета, у каждого свои потребности.

И потому магазину очень четко нужно понимать свою целевую аудиторию, ведь только так можно узнать, в каких соцсетях потенциальный покупатель, в каком городе находится, каковы увлечения. Нужно разговаривать с аудиторией, спрашивать, чего бы покупатель хотел».

В то же время Мира Берген отметила и тормозящие онлайн-покупку причины. В первую очередь эксперт бизнес-конференции CAF выделяет страх оказаться в руках мошенников, не попасть с размером либо получить отличающийся от указанного товар:

«Все 67% людей, боящихся онлайн-покупок, превратить в лояльных онлайн-покупателей невозможно. Но, понимая и снимая страхи этой аудитории, большую часть все-таки можно привлечь к онлайн-покупке. И здесь

основная задача магазина показывать на большом количестве моделей одну и ту же вещь: на высоких, на худеньких, на плюс сайз, объясняя особенности фигуры модели. Покупатель ждет полезности, ему неинтересны только продажи, он хочет, чтобы ему рассказали, как ухаживать за теми или иными вещами.

У меня недавно был reels без таргета, собравший 170 тысяч просмотров и 3000 сохранений. А я всего-то показала, как необычно завязать платок в виде топа на белой рубашке», - делится опытом спикер.

Что будет популярно в 2023 году и среднесрочной перспективе

Эксперт бизнес-конференции CAF выделила основные тренды соцсетей, мотивирующие к покупке:

«Секс больше не продает. Весь XX век изображения сексуализированного характера, обнаженные и полуобнаженные фигуры, активно эксплуатировались в маркетинге. Теперь все поменялось. Сейчас женщины уже не согласны с такой ролью, кроме того, являясь основным потребителем, на них это не работает…

Сегодня брендам важно найти свой стиль. И если ретейлер сам не чувствует свою стилистическую нишу в соцсетях, лучше обращаться к профессионалам. А также использовать все виды контента и простые доступные инструменты: лаконичность, фактуры, интерьеры, создать у себя в магазине небольшую фотозону. Однако самое важное для потребителя то, что информация должна быть правдивой. А это значит, что сейчас первичная ценность любого бренда - честность по отношению к покупателю».

Немаловажным Мира Берген считает и использование разных площадок и социальных сетей, однако отмечает сложность работы с инфлюенсерами:

«Бренд должен четко понимать, что блогер, которому будет выплачен в любом случае высокий гонорар, имеет ту же целевую аудиторию, что это будет живая подача, что у блогера реальные подписчики, проверить которых несложно, посмотрев, сколько у него просмотров в reels.

И, конечно, блогеру нужно ставить конкретные задачи, четко прописывать техническое задание с объемом материала, на который вы рассчитываете, что это за контент. Отлично, если блогеру предоставлять некий рекомендуемый сценарий как отправную точку и обязательно всю контактную информацию, которую он должен в конце рекламы выложить». 

Актуальные тренды и антитренды в социальных сетях

Так, Мира Берген рекомендовала минимум деталей в визуализации и концентрацию на важном, не перегруженные коллажи в stories, светлые кадры с отчетливыми деталями и фактурами продукта, легкую черно-белую обработку, эффект присутствия и ретросъемки на пленочную камеру, а также тик-ток-переходы. 

Как объединить социальные сети и физический магазин бренда 

Говоря о взаимодействии онлайн- и офлайн-магазинов, эксперт бизнес-конференции CAF Мира Берген отметила важность общей стилистики, в которой могут быть использованы фирменные цвета и детали интерьера. А еще контент, отснятый в интерьере магазина, персонал физического магазина в социальных сетях.  Кроме того, стилист рекомендует использовать в офлайн-магазине вертикальный экран с трансляцией reels и stories из социальных сетей бренда:

«Если разместить такой экран в кассовой зоне, то, во-первых, человек узнает то, что ранее видел, что придаст больше лояльности. Также покупатель получает информацию, пропущенную в социальных сетях», - делится Мира Берген. 

Источник: Бизнес-конференция Международной выставки моды Central Asia Fashion

Портал Standard.kz - информационный партнер  Central Asia Fashion