Почему система образования в Сингапуре является одной из лучших в мире?

Почему система образования в Сингапуре является одной из лучших в мире?

Почему система образования в Сингапуре является одной из лучших в мире?

Национальная система образования Сингапура в течение многих лет оценивается Организацией экономического сотрудничества (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) как одна из самых лучших в мире. Система образования в Сингапуре находится в ведении Министерства образования, которое контролирует развитие и осуществляет управление государственными школами, получающими финансирование из бюджета страны, также выполняет консультативную и надзорную роль в отношении частных учебных заведений. Существуют различия в степени автономии для государственных и частных учреждений образования при формировании учебных программ, объеме финансирования и политике приема учащихся.

Ежегодно правительство тратит около 20% национального бюджета на субсидирование государственной системы образования и частных образовательных учреждений для поддержки граждан Сингапура. Следовательно, иностранцы несут значительно более высокие затраты на обучение своих детей в государственных школах Сингапура. В 2000 году был принят Закон «Об обязательном образовании», который кодифицировал обязательное образование для детей младшего школьного возраста (за исключением детей с ограниченными возможностями) и объявил об уголовной ответственности для родителей, которые не обеспечили регулярное посещение школы для своих детей. Исключения разрешены для домашнего обучения или для религиозных учреждений, работающих полный рабочий день.

Основным языком обучения в Сингапуре является английский, который был официально признан первым языком в национальной системе образования в 1987 году. Английский язык дети должны изучать уже в дошкольном возрасте, и он становится основным языком обучения к тому времени, когда они достигают начальной школы. Хотя национальные языки (малайский, мандарин и тамил) также являются официальными языками, но английский язык является языком обучения почти по всем предметам.

По мнению многих международных экспертов, высокое качество образования обеспечивается благодаря уникальным подходам к преподаванию, применяемым в учебных заведениях Сингапура. Преподаватели уделяют особое внимание тому, чтобы каждый из их учеников тщательно изучал учебную программу, прежде чем двигаться дальше. Это позволяет учащимся получить гораздо более узкий, но и более глубокий уровень обучения. Согласно данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), оценивающей функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, Сингапур имеет самые высокие показатели в международном образовании и возглавляет мировые рейтинги. В январе 2020 года сингапурцы составили половину лидеров по результатам экзаменов Международного бакалавриата (IB) во всем мире.

К настоящему времени Сингапур разработал мощный набор институциональных механизмов, которые определяют его режим обучения учащихся: централизованное управление (несмотря на значительную децентрализацию власти в последние годы), интегрированный, гибкий и хорошо финансируемый. Кроме того, институциональные механизмы Сингапура характеризуются строго обоснованной национальной учебной программой, которая предусматривает проведение национальных экзаменов с высокими требованиями по окончании начальной и средней школы и, что особенно важно, побуждают учителей уделять особое внимание охвату учебной программы и подготовке к экзаменам. Согласованность учебной программы, оценивания и обучения исключительно сильна.

 

От автора:

Подходит ли опыт Сингапура в сфере образования, стремящегося подготовить своих граждан к сложным требованиям экономики XXI века, для Казахстана? Зависит ли достигнутый Сингапуром успех от очень специфических институциональных и культурных факторов, уникальных для этой страны, что не позволяет предполагать о возможности воспроизводства этого опыта где-то еще в другой стране мира?

 Азат Абдрахманов, профессор, академик Международной академии качества (IAQ, USA)