О современной молодежи Казахстана

О современной молодежи Казахстана

В современном обществе проблема само­определения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства. Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозна­чить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потен­циала.

В Послании Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «Новое десятилетие - новый эко­номический подъем - новые возможности Казахстана» сказано, что «молодежь - основа будущего, она получит новые возможности строить свое будущее».

В настоящее время происходит расширение инвестиций в собственный человеческий капи­тал, вложение капитала в самого человека. Чело­веческий капитал определяется как образова­тельный, социальный ресурс человека, его культурный потенциал. В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапли­вать и продуктивно использовать человеческий капитал,  а также  инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию ин­формации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности.

Фундаментом миропорядка современного бытия в глобализирующемся мире является гуманистически ориентированная культура. В современных условиях молодежь Казахстана отличается большей мобильностью и избира­тельностью в своем отношении к миру ценнос­тей, поиском себя, своей индивидуальности. Современная шкала ценностей осложняется изобилием выбора, в системе ценностных ориентаций проявляются ситуативные и долго­временные представления молодежи. Молодежь восприняла ценности рынка, поставив популяр­ность жизненных стратегий социального успеха на первые места: среди целеполагающих цен­ностей молодежи доминирует образование, которое оказывается на самых верхних ступенях иерархии, а также принцип индивидуального планирования собственной жизни самим чело­веком, личная инициатива, ценность свободы личности, ее суверенитет, свободная конкурен­ция, плюрализм, важность влиятельных друзей и знакомых, помощь «нужных» людей, гедо­нистические ценности, прагматизм. Экономиче­ский, духовный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации среди молодых людей, и не следует думать, что ситуация разрешится сама по себе, в этих реалиях необходимо вовлекать молодежь  в общественную жизнь социума, общество нуждается в жизненных силах, свежих идеях.     В лице современной молодежи в казах­станском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю­щийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, цен­ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н. А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире».

Образ культуры и мышления современной казахстанской молодёжи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через несколько лет. По природе своей молодежь значима для общества - это чело­веческий капитал, инновационный, стратеги­ческий ресурс общества. Молодежь в настоящее время воспринимается как субъект истории, в которой общество воспроизводит себя на каждом следующем этапе собственного разви­тия, ей не отводится второстепенная роль, напротив, возросла ее статусная позиция. Отводя ей позитивную роль, связывая с ней прогрессивные перемены, нельзя не обращать внимания на то, что она является носительницей социальной нестабильности, ее потенциал может иметь разную направленность: от позитивно-созидательной, конструктивной до экстремистско-революционной.         В этом ключе необходимо помочь молодому поколению усвоить мировоззренческие представления о том, что полезно освоить, важно выработать, разрешено осуществлять в практической дея­тельности, показать негативные стороны жизни, что является вредным для здоровья, жизни в целом, запрещено претворять в личностных поступках.

Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми требуют постановки вопроса о компе­тенции в образовательном процессе, которой должна    овладеть    современная молодежь.

Ключевые компетенции современной молодежи 

- способность учиться всю жизнь«непрерывная модель образования», «образование всю жизнь»;

- личностный  рост: самообразование, активизация внутренних ресурсов, выстраивание жизненной стратегии; развивать в себе высокий коммуникативный уровень:

- парт­нерские отношения в команде, уважение к представителям различных культур, религий, профессий и т. д.;

- овладеть в совершенстве род­ным и иностранными языками; владеть навы­ками информационной технологии: уметь ис­пользовать новые технологии информации, работать с документацией, упорядочивать и классифицировать их, пользоваться моделирую­щими и вычислительными приборами.

Культ знания, стремление к знанию - верх­няя ступень в иерархии ценностей современного молодого человека. Образование выступает в современном обществе как одна из главных ценностей, эталон времени - высокообразован­ная, конкурентоспособная личность. Здесь налицо совпадение интересов молодежи и      госу­дарства, ведь только образованная нация в дальнейшем успешно будет решать задачи социума. Об этом концептуально изложено в актовой лекции, прочитанной президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в Казахском национальном университете им. аль-Фараби «Казахстан в постиндустриальном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»: «Перво­степенная задача современной системы        образо­вания - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных              ориен­тироваться в информационных потоках».

Особый приоритет в сфере образования в Казахстане в настоящее время отводится проектам «Интеллектуальные школы», програм­ме «Балапан», «Ауыл жастары». Реализация инновационного проекта «Новый Международ­ный университет имени Н. А. Назарбаева» будет способствовать формированию в стране совре­менной модели интеграции образования, науки и производства, в создании эффективной академической среды.

Молодой человек XXI века должен четко определить для себя приоритетные ценностные установки, тренды, которые помогут ему реализоваться в жизни, выстроить собственную ценностную планку, иерархическую лестницу предпочтений. Каждому необходимо реализо­вать личностный потенциал, имеющиеся способности, стать полноправным членом общества. Здесь не последнюю роль играет тот фактор, что молодой человек ощущает себя частью социума.

Первыми социальными трендами, проник­нувшими с Запада, были институты субкультур, в основном определявшимися многочислен­ными музыкальными стилями и направлениями. В дальнейшем появилось новое модное понятие в молодежной среде, которое обознача­лось «кулхантингом» - выявление новых, оригинальных, креативных трендов и стилей, соответствующих вкусам и предпочтениям молодежи. Современные кулхантеры выявляют, анализируют ростки новых явлений, течений, которые зарождаются в массах.

С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской моло­дежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личност­ного миропонимания, и следование им в своей жизни.

1. Тренд «Блестящее, качественное образо­вание» - национальный проект казахстанского общества. Образование - высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок моло­дого поколения, это и мотивационная и культур­ная составляющая социума, человеческий капи­тал, путь преодоления финансового и духовного кризиса.

2. Тренд «Креативная, мобильная личность» - успешная, динамичная, инновационная экономика Казахстана будет создана на основе воспитания креативных, мобильных личностей, способных генерировать и реализовывать новые компетентностные идеи, умеющих находить и принимать нестандартные решения, имеющих желание к творческой самореализации внутрен­них ресурсов человека, воплощение их в жизнедеятельности.

3. Тренд «Конкурентоспособная, профессио­нальная личность» - стратегическая задача государства.      Данный тренд предполагает воспитание людей новой формации, нацеленных на достижение успеха.                  В условиях рыночных отношений - профессионал в определенной области, высококонкурентоспособная личность, четко определяющая цель деятельности, умею­щая прогнозировать варианты, умеющая выби­рать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь, способствующий развитию профессиональной и жизненной карьеры.

4. Тренд «Высокая информационная культура» - современный уровень овладения новыми информационными технологиями, умение человека систематизировать, анализировать, перерабатывать колоссальную информационную базу, доступную человеку XXI века, использование ее данных в морально - этическом аспекте для личностного и профессионального роста.

 5. Тренд «Четкая жизненная стратегия» - целостное и многоаспектное образование необходимых   компонентов   в выстраивании мировоззренческих ориентиров индивида, включающей в себя: жизненное целеполагание основных ориентиров, выстраивание определен­ной жизненной концепции человека, наличие конкретных ценностных ориентаций, готов­ность к преодолению жизненных коллизий и трудностей, желание извлекать уроки из вре­менных неудач и проявлять инициативу, адек­ватно оценивать результаты и т. д.

6. Тренд «Высокая компетентность» - в содержание данного тренда включены следую­щие аспекты: проблемно-практический - адек­ватное понимание ситуации каждым человеком, постановка и выполнение целей, задач, норм в определенной профессиональной области; смыслосодержательный - способность        индиви­да содержательно реализовать жизненную стра­тегию, желание к непрерывному выявлению своих неограниченных возможностей для личностного роста; аксиологический - способ­ность личности адекватно оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных и обще­значимых ценностей.

7. Тренд «Личностный рост» - процесс внутренних изменений, самосовершенствова­ния, преодоления конфликтов (внешних, внут­ренних), выявление личностного потенциала, не имеющего логического завершения, реализация обозначенных задач.

Конкурентоспособность государства в значительной степени определяется его возмож­ностью и способностью по сравнению с други­ми государствами: формировать у молодежи прогрессивные, общественно значимые цен­ности и доминирующие ценностные ориентации на самоконструирование жизненной стратегии жизни, самосовершенствование и самоменедж­мент.

В связи с этим представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии жизни общества и направления молодежного потенциала на развитие Казахстана, обеспече­ния должного уровня ее конкурентоспособ­ности. Прагматичность современной молодежи требует инновационных подходов к молодежной работе. Существует необходимость разработать методы, предполагающие переориентацию ценностных установок молодежи с карьерно-потребительского на творчески-созидательное отношение к самому себе и обществу.

Молодежь как поколение, вступающее в жизнь, проявляет особый интерес к собст­венному будущему. Молодое поколение верит в свои возможности, четко знает, какие знания и умения могут стать ему полезными в будущем.

Современная молодежь Казахстана является субъектом истории, казахстанское общество открыло его для себя как социальную ценность особого рода. Нынешняя молодежь - исклю­чительный и важный фактор перемен, носитель новых идей. В связи с этим и необходима современная государственная молодежная политика, отвечающая запросам XXI века.

Новая философия формирования молодеж­ной государственной политики Казахстана исходит из современных реалий. Приоритет­ными для молодежной государственной политики должны стать: раскрытие индивидуальных способностей молодежи к выполнению общественно значимых социаль­ных ролей; выработка позитивного отношения молодежи к браку, подготовке молодежи к семейной жизни, материнству; развитие новых досуговых практик, влияющих на интеллек­туальное, нравственное самочувствие совре­менной молодежи.

По материалам интернета