Модель EFQM 2020 — лучшая инновация на пути к деловому совершенству

Модель EFQM 2020 — лучшая инновация на пути к деловому совершенству
фото: в свободном доступе

Модель EFQM 2020 — лучшая инновация на пути к деловому совершенству

Новая модель EFQM 2020 принята в октябре 2019 г. Она ориентирована на интересы организаций-лидеров, стремящихся к достижению выдающихся результатов.

Чтобы совместно создать новую модель EFQM, были опрошены около 2000 экспертов, проведено 24 семинара во всем мире, проведены беседы с лидерами более чем 60 различных компаний, была создана основная группа экспертов и были привлечены специалисты из различных отраслей и ученых.

Модель EFQM имеет свой период пересмотра, который во многом зависит от экономической ситуации в Европе и мире в целом, а также от многих других факторов. Прошло достаточно времени между представлением модели EFQM 2013 и модели EFQM 2020, поэтому процесс появления новой модели  широко обсуждался. Конечно, многие специалисты, ежедневно работающие с EFQM 2013, считают, что она не потеряла своей актуальности и продолжает являться мощным инструментом самооценки и совершенствования как деятельности, так и результатов, не исчерпав свой ресурс. Они были больше склонны к тому, чтобы внести изменения в модель EFQM 2013, не меняя ее радикально. Тем не менее руководители компаний и корпораций, топ-менеджмент видели необходимость в применении более динамичной модели, повышающей роль как целеполагания, лидерства, так и организационной культуры как совокупности ценностей и норм, разделяемых всеми заинтересованными сторонами. Поэтому они выступали за радикальный пересмотр модели, считая ее наилучшей инновацией, позволяющей компаниям пре­успевать сегодня и в обозримом будущем.

Модель EFQM 2020 является структурой, поддерживающей новый подход к деятельности организации. По сути она — лучшая инновация на пути к деловому совершенству. Ее применение даст вам понимание «узких мест» и возможных на сегодняшний день решений, обеспечит возможность достижения успеха и значительного улучшения ваших результатов.

Сравнение Модели 2013 с новой Моделью. Из таблицы видно, что это совершенно новая Модель по набору Критериев и подкритериев, контрольных точек. Новая терминология, новый философский подход, который не содержит Фундаментальных концепций, но имеет отражение в описании самой Модели.

Структура модели EFQM основана на простой, но мощной логике, состоящей из трех вопросов:

  • Why? (целеполагание) — зачем существует организация? Какую цель она достигает? Почему выбрана именно эта стратегия?
  • How? (действия) — как она намеревается реализовать выбранную стратегию и достичь цели
  • What? (результаты) — чего она фактически достигла на сегодняшний день? Чего она намерена достичь завтра?

Последнее издание модели EFQM поддерживает важность таких принципов, как:

  • приоритет интересов потребителя;
  • необходимость выстраивания долгосрочных отношений с заинтересованными сторонами;
  • понимание причинно-следственных связей между целями и задачами организации, ее подходами к их достижению и результатами действий.

В новой модели содержится ряд существенных изменений, которые носят принципиальный характер:

- не используется термин «совершенство»;

- исключены Фундаментальные концепции совершенства. Все они практически в этой же формулировке появились в стандарте ИСО 9001-2015;

- отсутствует отдельный критерий, посвященный персоналу организации. Этот аспект проходит потоком через различные части критериев Модели.

Представляю вам эволюцию Фундаментальных концепций совершенства в различных версиях Модели EFQM

Ключевые темы новой модели

Ключевые темы модели включены в структуру критериев новой модели

 

Можно выделить пять ключевых направлений, на которых сфокусирована новая модель:

Культура является одним из ведущих направлений, поскольку формирование выдающейся организационной культуры — это то, как компании управляют своими сотрудниками, вдохновляют их на достижение цели, стремление к устойчивому развитию и создание ценности для потребителя. Создание такой культуры позволяет объединить людей с различными убеждениями, культурной идентичностью, учесть специфику окружения организации и сложившиеся стиль и нормы поведения.

- Эффективное лидерство позволяет сохранить приверженность организации своей цели, миссии и видению. При этом поддерживается подход «лидеры на всех уровнях», что обеспечивает надежное и своевременное принятие решений, сотрудничество и командную работу на каждом уровне и в каждом проекте.

- Трансформация и производительность приобретают особый смысл в условиях быстрых внешних изменений. Принципиально новое и вызывающее сложности в реализации данных задач — необходимость их одновременного решения.

- Гибкость и адаптивность также являются отличительными тенденциями новой модели. Они обеспечивают для организации любого размера, структуры и сферы деятельности возможность достижения устойчивой выдающейся производительности.

- Фокус на будущее и развитие организации поддерживается применением современных подходов организационного анализа, прогнозирования будущего с целью проведения практических преобразований. Модель создавалась в 2018—2019 гг., и ее принятие вызвало большую дискуссию и настороженность в среде специалистов. В то же время пандемия 2020 г. на практике подтвердила правильность ориентации на быстрые изменения модели, поскольку многие российские организации (особенно в медицинской сфере) несколько раз в течение немногим более полугода претерпели организационные трансформации одновременно с перестройкой процесса производства или оказания услуг. Эти вызовы позволили получить бесценный опыт практического применения большинства идей и концепций, лежащих в основе новой модели, который дал ясное понимание необходимости инновационных изменений в менеджменте компаний и  организаций.

 

Если вас заинтересовала эта информация, приглашаем к сотрудничеству.

Предложения вы найдете,  пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/evropeiskaya-model-soversenstva-efqm

 

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов                                     по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                          асессор  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)