Методология проведения внутреннего аудита систем менеджмента

Методология проведения внутреннего аудита  систем менеджмента
фото: в свободном доступе

Методология проведения внутреннего аудита систем менеджмента

Методы аудита могут включать:

  • выборочный контроль;
  • аудит «на месте»;
  • удаленный аудит с применением интерактивных средств коммуникации;
  • комбинированный аудит (по нескольким стандартам).

И при удаленном и при аудите «на месте» могут использоваться следующие методы:

  • анализ документации;
  • анализ деятельности (при удаленном - по записям о деятельности);
  • опрос, осмотр.

Техники аудита могут включать:

  • составление чек-листов (вопросников);
  • техника «открытых вопросов», «свободного изложения» при интервьюировании;
  • формы (бланки) для регистрации свидетельств аудита и др.

При аудите невозможно проверить все указанные критерии, поэтому должен использоваться выборочный метод контроля системы (приложение В3 ISO 19011). При выборе области аудита необходимо учитывать сложность процессов, проблемные аспекты деятельности, а также важность определенных процессов/процедур.

 

Рассмотрим подробнее очень важный аспект аудита – контрольный вопросник и его составление.

Назначение вопросника (чек-листа):

  • Вопросник является инструментом при планировании аудита и его доказательством.
  • Уменьшает рабочую нагрузку при аудите.
  • Сохраняет предметность процесса аудита.
  • Поддерживает темп и непрерывность аудита.
  • Протоколирует образец аудита.

 

Шаблон контрольного вопросника аудита

Область аудита

(проверяемое процесс / подразделение / должность)

______________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица

Описание

несоответствия.

№ раздела,      на основании

которого

установлено

несоответствие

№ п/п

Контрольные вопросы

Пункты

ISO 9001:2015

или др. нормативы

Наблюдения (доказательства соответствия)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Контрольный вопросник необходим прежде всего аудитору. Контрольный вопросник, с одной стороны, является планом действий аудитора, с другой стороны - отражает  объективные свидетельства критериев аудита.

По каждому пункту международных стандартов на системы менеджмента (и других требований) необходимо предварительно сформулировать вопросы, которые вы будете задавать персоналу при проведении внутреннего аудита. У каждого аудитора должна быть База данных по вопросам, которую необходимо  пополнять и актуализировать.

Вот примерный перечень важных вопросов при анализе документации СМК:

  • Выполняются ли требования ISO 9001 по составу документации СМК?
  • Обеспечивает ли документация эффективное внедрение требований ISO 9001 в деятельность организации?
  • Соответствуют ли политика и цели в области качества п.5.3 и п.5.4 ISO 9001?
  • Применяются ли утвержденные документы СМК, стандарты, действующие нормативы?
  • Определяется ли однозначно статус применяемых на местах документов (производится ли идентификация статуса контроля)?
  • Рассылаются ли документы в места применения, изымаются ли замененные документы?
  • Нет ли противоречий между отдельными положениями в документации?
  • Актуальны ли положения о подразделениях и должностные инструкции?
  • Осуществляется ли правильное ведение и хранение записей и др.

Если у вас появился интерес к  международному стандарту  ИСО 9001:2015 и сложились все предпосылки к внедрению системы менеджмента качества, предлагаем сотрудничество.

Предложение!!!

Вы можете пройти обучение дистанционно, в режиме on-line.

Дистанционная форма обучения – возможность получить профессиональные знания и квалификацию, не покидая родного дома. Обучение доступно всем желающим с высшим или средним профессиональным образованием и будет проходить с применением самых современных коммуникационных технологий и с привязкой деятельности вашей компании.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты-руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Предложения вы найдете,  пройдя по ссылке: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi.

 

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов                                     по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018,                       асессор  Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)