фото: G Caspari and M Vavulin
Новые исследования 2500-летней сибирской «ледяной мумии» с использованием высокоточной визуализации выявили замысловатые татуировки, которые, по словам учёных, современному татуировщику было бы сложно воспроизвести. Эти древние узоры, изображающие леопардов, оленя, петуха и мифическое существо, проливают свет на культуру кочевого народа пазырыкцев, сообщает BBC News.
С помощью высокоточной визуализации татуировок, найденных на 2500-летней сибирской «ледяной мумии», удалось обнаружить украшения, которые современному татуировщику было бы сложно воспроизвести, по словам исследователей. Замысловатые татуировки леопардов, оленя, петуха и мифического существа — полульва-полуорла — на теле женщины проливают свет на древнюю культуру воинов. Археологи работали с татуировщиком, который воспроизводит древние украшения на коже на своём теле, чтобы понять, как именно они были сделаны.
Татуированная женщина, возрастом около 50 лет, была представительницей кочевого конного народа пазырыкцев, который жил в обширной степи между Китаем и Европой. Сканирование выявило «замысловатую, чёткую и однородную» татуировку, которую невозможно увидеть невооружённым глазом.
«Эти выводы действительно помогают мне осознать, насколько продвинутыми были эти люди», — рассказал BBC News ведущий автор исследования, доктор Джино Каспари из Института геоантропологии Общества Макса Планка и Бернского университета.
Сложно найти подробную информацию о древних социальных и культурных практиках, поскольку большинство свидетельств со временем уничтожается. Ещё сложнее получить подробную информацию о жизни одного человека.

Изображение: Daniel Riday
Пазырыкские «ледяные мумии» были найдены в ледяных гробницах в горах Алтая в Сибири в XIX веке, но разглядеть татуировки было сложно. Российские специалисты впервые с помощью цифровой фотографии в ближнем инфракрасном диапазоне в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге создали сканы украшений высокого разрешения.
«Это дало мне ощущение, что мы стали гораздо ближе к пониманию людей, стоящих за этим искусством, к тому, как они работали и учились. Изображения ожили», — сказал доктор Каспари.
На правом предплечье пазырыкской женщины находилось изображение барсов вокруг головы оленя. На левой руке мифическое существо-грифон с телом льва и головой и крыльями орла, по-видимому, сражается с оленем.
«Для этой культуры типичны искажённые задние тела и по-настоящему напряжённые сцены сражений диких животных», — сказал доктор Каспари. Однако на большом пальце женщины также был изображён петух, что свидетельствует об «интригующем стиле с определённой уникальностью», говорит доктор Каспари.
Команда работала с исследователем Дэниелом Ридеем, который воспроизводит древние рисунки татуировок на своём теле, используя исторические методы. Анализ результатов сканирования позволил им сделать вывод, что качество работы на обеих руках различается, что говорит о том, что татуировки делал разный человек или были допущены ошибки.
«Если я правильно прикидываю, то для нижней половины правой руки потребовалось, вероятно, четыре с половиной часа, а для верхней — ещё пять часов», — говорит он. «Это серьёзная приверженность человека. Представьте, что вы сидите на земле в степи, где всё время дует ветер», — предлагает он. «Эту операцию должен выполнять человек, который разбирается в технике безопасности и знает, какие риски могут возникнуть при проколе кожи», — добавляет он.
Высококачественные сканы и изображения кожи женщины дают представление о методе нанесения татуировки. Проанализировав следы на коже женщины, команда пришла к выводу, что татуировки, вероятно, были нанесены на кожу с помощью трафарета ещё до нанесения татуировки. Они полагают, что использовался иглоподобный инструмент с несколькими небольшими остриями, вероятно, изготовленный из рога или кости животного, а также игла с одним остриём. Пигмент, вероятно, был изготовлен из сгоревшего растительного материала или сажи.

Изображение: Daniel Riday
Доктор Каспари, у которого самого нет татуировок, говорит, что его работа проливает свет на древнюю практику, которая сегодня очень важна для многих людей во всём мире.
«И в те времена это уже было по-настоящему профессиональной практикой, когда люди вкладывали много времени, усилий и практики в создание этих изображений, и они были чрезвычайно изысканными», — добавляет он.
Некоторые татуировки, по-видимому, были срезаны или повреждены, когда тело готовили к захоронению.
«Это говорит о том, что татуировки действительно были чем-то, что при жизни имело значение, но на самом деле не играло особой роли в загробной жизни», — объясняет доктор Каспари.
Источник: BBC News
#Археология #Сибирь #Мумии #Татуировки #ДревниеКультуры
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через