Професор рассказал, чем опасны обезболивающие лекарства

Професор рассказал, чем опасны обезболивающие лекарства
фото: freepik.com

Проблема стала очень острой в последние годы, предупреждает петербургский врач профессор Юрий Успенский. Прописывая себе обезболивающие по любому поводу, давая их детям и пожилым родственникам, мы очень сильно рискуем. Примеров уже немало. Как же обезопасить себя?

Любой человек, почувствовав жар или боль, глотает таблетку самого обычного обезболивающего, а то и две-три. Не задумываясь, даем мы эти лекарства и детям, и пожилым родителям. 

Но нестероидные противовоспалительные (НПВП) вроде аспирина, ибупрофена, диклофенака, нимесулида, которые раз в жизни точно принимал каждый человек, могут быть смертельно опасными.

Обезболивающие и жаропонижающие можно купить в любой аптеке, часто назначают их и врачи — от стоматолога до травматолога. Но важно знать, что НПВП обладают рядом очень опасных побочных действий и бесконтрольный их прием можно назвать «драматичной страницей современной медицины», предупреждает главный внештатный гастроэнтеролог комитета по здравоохранению Петербурга Юрий Успенский.

Профессор рассказал «Доктору Питеру» об этой актуальной проблеме.

Практически 50-70% пожилых людей страдают от остеоартрозов — дегенеративных изменений в суставах. Проблема в том, что наш опорно-двигательный аппарат, который не изменился за последние десятки тысяч лет, не рассчитан на прямохождение и долголетие. А мы сейчас живем гораздо дольше, чем наши предки, из-за того что нам не приходится много и тяжело физически трудиться.

Обычно пациенты, испытывающие боль в суставах (как правило, пожилые), нуждаются в постоянном приеме анальгетиков — нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП). Но именно у них риски, связанные с развитием побочных эффектов от этих лекарств, максимальны. Они растут в  геометрической прогрессии после 70−75 лет.

У пожилого человека в том числе происходит возрастная инволюция, атрофизация слизистой оболочки желудка. Она становится тонкой, будто хрустальной, и поэтому прием нестероидного противовоспалительного препарата может напоминать удар молотком по этой хрустальной поверхности.

Убийственный коктейль

Есть и еще один важный момент. Пожилые люди часто полиморбидны: у них может быть сразу несколько болезней. И, к сожалению, не всегда разные врачи — гематолог, невролог, кардиолог — корректируют терапию с учетом других назначений. Порой они даже не глядят в записи коллеги-смежника. В  результате возможна ситуация совершенно фатальная, когда одному и тому же пациенту назначается аспирин и еще несколько других анальгетиков сразу. В итоге получается убийственный коктейль, и риск развития фатального кровотечения, даже смерти, очень высок.

Другие опасности

Да, однократный прием анальгетика не вызовет тяжелых побочных эффектов, если только речь идет не про 100-летнюю бабушку — и такие случаи описаны. Из-за истончения слизистой желудка уже при первом-втором приеме «обезбола» у такой пациентки может развиться желудочно-кишечное кровотечение. Его опасность в том, что, в отличие, например, от язвенной болезни, оно возникает без боли на фоне полного здоровья. В этом и есть основной риск.

Из-за бесконтрольного приема НПВП также:

  • увеличиваются риски эрозий и язв пищевода;
  • могут поражаться тонкая и толстая кишка — развивается энтеропатия с потерей белка. Это синдром, при котором белки крови чрезмерно теряются через желудочно-кишечный тракт;
  • развиваются медикаментозные поражения печени, особенно при длительном приеме.

Нельзя детям!

Аспирин категорически нельзя давать детям до 12 лет, потому что он может вызвать острое токсическое жировое перерождение печени и развитие синдрома Рейе с летальностью до 50%.

К слову, даже обычный парацетамол может вызвать у детей острый некроз печени, если принимать его в течение нескольких дней. Ни в коем случае не должно быть бесконтрольного приема анальгетиков.

Как же снизить риски от НПВП? 

Тут есть несколько путей, они хорошо известны. Первый — это назначение селективных нестероидных противовоспалительных препаратов. Они хорошо снимают жар и боль и при этом минимально повреждают желудок. Но и здесь есть подводные камни, потому что они хоть и уменьшают желудочные и кишечные риски, но при этом увеличивают сердечно-сосудистые. Об этом тоже надо помнить, особенно пациентам с болезнями сердца.

При назначении таблеток от боли и жара важно смотреть на конкретного пациента и взвешивать все риски. Если речь про молодого человека без сопутствующей сердечно-сосудистой патологии, то стоит выбрать высокоселективный препарат, тогда желудок будет защищен. Если же объект терапии — пожилой человек, то стоит подумать — может, лучше подойдут препараты неселективные, но под прикрытием блокаторов водородно-калиевой помпы. Это фермент, выполняющий важнейшую роль при секреции соляной кислоты в желудке. Но бесконтрольного приема НВПВ для них быть не может.

Если есть необходимость приема НПВП, нужно стараться, чтобы эти препараты не назначались с гормонами, антикоагулянтами и другими препаратами, которые влияют на реологию крови (ее течение и деформацию. — Прим. ред.). 

Если же приема не избежать, то при долгом применении нестероидные противовоспалительные препараты нужно назначать такому пациенту параллельно с мощными подавителями желудочно-кислотной продукции.

Все те  исследования, которые были проведены за последние десятилетия, показали, что именно кислотно-супрессивная терапия обеспечивает минимизацию рисков развития эрозивно-язвенных поражений желудка и пищевода. Сколько человек принимает НПВП, столько он должен пить и антисекреторные препараты, лучше всего — блокаторы водородно-калиевой помпы.

Считаю, что оптимально было бы законодательно решить вопрос о рецептурном отпуске в аптеках нестероидных препаратов. Ведь прием неадекватных доз или не тех видов препаратов вызывает тяжелые фатальные последствия — те же смерти от желудочных кровотечений. Их можно было легко предотвратить.

В любом случае для пациентов, которые принимают НПВП, всегда нужно грамотное разъяснение, как надо соблюдать осторожность, если такой препарат необходим.