Прочитано в FB: "ЕАЭС - чемодан без ручки"

Прочитано в FB:   "ЕАЭС - чемодан без ручки"

ЕАЭС: чемодан без ручки

Когда порознь и только в «двусторонних отношениях» гораздо лучше, чем вместе – толпой стран в одном союзе
 
Неутешительные итоги пятилетнего участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе вполне естественным образом наводят на мысль о том, есть ли у нашей страны другие, более выгодные варианты для экономического сотрудничества с ключевыми партнерами по этому интеграционному образованию.
Напомним, что ЕАЭС начал функционировать с начала 2015 года на основе договора о его создании, подписанного в конце мая 2014 года. Он стал преемником Евразийского экономического сообщества, функционировавшего  на протяжении 2001-2014 годов.
До этого после распада СССР экономическое сотрудничество между постсоветскими республиками строилось в основном на двусторонней основе, хотя в основополагающих документах о целях и принципах деятельности Содружества независимых государств, созданного в декабре 1991 года, упоминалось о приверженности его членов к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
Спустя два с половиной года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект создания Евразийского союза. Свое предложение, озвученное в марте 1994 года в ходе лекции в МГУ, он аргументировал общей историей стран бывшего СССР, тесными экономическими, технологическими и культурными связями населяющих их народов.
Среди внешних факторов указывалось на растущую поляризацию глобального рынка с обострением конкуренции на нем между ключевыми игроками и ускоряющуюся интеграцию государств Европейского Союза, которые тогда как раз подходили к введению единой валюты, используя в то время безналичную расчетную единицу «экю» для расчетов в рамках европейской валютной системы.
Тогда казахстанское предложение не вызвало интереса у партнеров, испытывавших сильную политическую «аллергию» к любой союзной терминологии. Поэтому основой для сохранения сложившихся экономических связей и развития сотрудничества стали в то время двусторонние документы. К примеру, Казахстан и Россия заключили в мае 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, после чего в марте 1994 года был подписан Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции.
Если первый документ посвящен главным образом вопросам безопасности, то второй договор ставит задачу активного участия в формировании многостороннего Экономического союза государств СНГ на основе единого экономического пространства и общего рынка.
Обе стороны обязались сближать свою ценовую, налоговую, таможенную и валютную политику с целью создания условий для поэтапного перехода на базе рыночных отношений к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между Казахстаном и Россией. Оговаривалось и поэтапное формирование единой таможенной территории с переходом к единому торговому режиму в отношениях с третьими государствами, унификаций законодательства, таможенных тарифов, правил, процедур и таможенной документации, в том числе по ведению таможенной статистики.
Правительствам обоих государств поручалось обеспечить к концу 1994 года условия для перехода от зоны свободной торговли к созданию полноценного Таможенного союза. В валютной сфере брались обязательства обеспечить организацию взаимных платежно-расчетных отношений, конвертируемость национальных валют и поддержание устойчивости взаимного обменного курса с созданием механизма взаимных платежей между центральными и коммерческими банками двух стран.
В развитие двустороннего сотрудничества уже в этом столетии - в ноябре 2013 года - был подписан Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. В нем стороны взяли на себя обязательство способствовать дальнейшему укреплению Таможенного союза и Единого экономического пространства в целях углубления евразийской интеграции на принципах равноправия, добровольности и взаимной выгоды без ущемления политического суверенитета.
В двусторонних отношениях приоритетом выступает расширение взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях с целью выведения на качественно новый уровень производственной и научно-технической кооперации, прямых связей между хозяйствующими субъектами всех форм собственности, взаимодействия на уровне регионов обеих стран.
Договаривающиеся стороны обязались способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций, а также развитие различных форм объединений и прямых связей между гражданами, предприятиями и другими субъектами экономического сотрудничества обеих стран.
Естественно, особняком стоит стратегическое партнерство в сфере разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородных ресурсов, а также долгосрочное сотрудничество в области электроэнергетики, атомной энергетики, транспорта и коммуникаций.
В принципе, экономическое сотрудничество Казахстана и России до начала текущего столетия вполне успешно развивалось на основе двусторонних договоров и соглашений. К тому же в Москве, как, впрочем, и других столицах постсоветских республик, не особо интересовались интеграционными инициативами казахстанского руководства, предпочитая в первую очередь развивать экономические связи с государствами «дальнего» зарубежья, платившими за экспортируемые товары в твердой валюте. К тому же для России и Беларуси приоритетом было создание Союзного государства.
Тем не менее до начала текущего столетия были приняты такие документы, как соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Ситуация значительно изменилась после смены высшего политического руководства России, когда ее президентом стал Владимир Путин. Уже в первый год его президентства, в октябре 2000 года, в казахстанской столице был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, вступивший в силу 30 мая 2001 года.
Осенью 2005 года в ЕврАзЭС влилась организация «Центрально-Азиатское сотрудничество», а в 2006 году было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта "Единое экономическое пространство", (ЕЭП).
Правда, тогда в Таможенный союз решили вступить только Казахстан, Россия и Беларусь. Они же и договорились о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства трех стран. А в октябре 2013 года по предложению казахстанского лидера ЕврАзЭС было распущено, поскольку эта организация дублировала функции ЕАЭС.
В итоге 20 лет спустя после предложения руководства Казахстана оно все же было реализовано. Увы, как выяснилось сразу же, торговые отношения Казахстана с партнерами по ЕАЭС сложились не в пользу нашей страны, о чем, кстати, не раз предупреждали независимые эксперты.
В первый год функционирования ЕАЭС, по данным отечественных статистиков, объем казахстанского экспорта в страны-участницы этого Союза сложился на уровне в $4 млрд 886,8 млн., тогда как импорт в обратном направлении составил $10 млрд 885,4 млн.
В итоге сальдо торговли Казахстана с этими партнерами сложилось отрицательным, то есть не в его пользу, в размере минус $5 млрд 998,6 млн. Более того, внешнеторговый оборот Казахстана со странами-членами ЕАЭС упал по сравнению с 2014 годом на 28,6 процента, в том числе экспорт – на 31,7 процента, импорт – на 27,1 процента. Доля же ЕАЭС во внешней торговле нашей страны составила 20,8 процента против 41,3 процента у Европейского Союза и 24,0 процентов у стран Азии.
Тогда же, в 2015 году, сразу же выяснилось, что выгоду Казахстану приносит лишь торговля с Кыргызстаном, поскольку экспорт туда составил $495,0 млн при встречных поставках в $177,1 млн, обеспечив положительное сальдо в пользу нашей страны в $317,9 млн. Импорт же из России намного превысил объем казахстанского экспорта в эту страну, составив соответственно $10 млрд 232,4 млн против $4 млрд 343,4 млн, в результате чего сложилось внушительно отрицательное сальдо торговли с ней в минус $5 млрд 889,0 млн.
С разгромным внешнеторговым «счетом» в свою пользу стартовала и Беларусь, поставившая товаров в Казахстан на $472,0 млн, тогда как экспорт отечественной продукции в эту страну оказался почти в 10 раз меньше – лишь $47,7 млн.
Парадоксально, но даже с Арменией у Казахстана сложилось тогда отрицательное сальдо торговли в минус $3,2 млн при мизерном объеме поставок в эту страну в $0,7 млн и при импорте из нее в $3,9 млн.
Из этого статистического расклада напрашивается вполне естественный вывод о том, что Казахстан вступил в ЕАЭС без должной подготовки своей национальной экономики, прежде всего ее экспортного потенциала с одновременным масштабным замещением импорта.
Увы, столь печальная ситуация не особо изменилась и спустя пять лет после запуска ЕАЭС, хотя у казахстанского правительства было достаточно времени для того, чтобы настойчиво открывать рынки стран-партнеров для отечественной продукции и налаживать импортозамещение их товаров.
В 2019 году из Казахстана в страны ЕАЭС было экспортировано товаров на $6 млрд 317,2 млн с ростом к 2015 году на 29,3 процента. Но при этом объем импорта из этих стран тоже не стоял на месте и увеличился в большей степени – на 37,6 процента, до $14 млрд 978,8 млн.
Естественно, увеличилось за эти годы и отрицательное сальдо торговли Казахстана с партнерами по ЕАЭС – на 44,4 процента, до минус $8 млрд 661,6 млн. Доля же стран ЕАЭС во внешнеторговом обороте Казахстана выросла незначительно – в 2019 году она составила 22,2 процента против 32,6 процента у Евросоюза и 32,8 процента у государств Азии.
Как видно, Казахстан вполне ощутимо разворачивает свою торговлю на восток в первую очередь за счет наращивания оборотов за минувшее пятилетие с Китаем, Южной Кореей и Турцией.
Страновой же расклад Казахстана в торговле со странами ЕАЭС не претерпел особых изменений. По-прежнему наибольший торговый дефицит приходится на Россию – минус $8 млрд 462,6 млн, причем его размер увеличился за пять лет на 43,7 процента!
Выросло и отрицательное сальдо в торговле Казахстана с Беларусью – на 17,2 процента, до минус $553,3 млн.
Скромным достижением можно считать изменение торгового баланса в отношениях с Арменией в пользу Казахстана на уровне в $2,1 млн. И только в торговле с Кыргызстаном у нашей страны сложилось в позапрошлом году более-менее приличное положительное сальдо в $352,2 млн, которое, увы, не делает погоду в целом в отношениях с партнерами по ЕАЭС.
Конечно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Выступая последовательно за более тесную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве, руководство Казахстана решило, по крайней мере, одну важную стратегическую проблему – сохранило в определенной степени хозяйственные и технологические связи, сложившиеся в советские времена, не допустив их одномоментного разрыва. Но за это только в годы функционирования ЕАЭС пришлось заплатить огромную цену – ведь суммарное отрицательное сальдо в торговле с партнерами по этому союзу оценивается сейчас не менее чем в $20 млрд, доставшихся главным образом производителям России и Беларуси вместо того, чтобы поддержать этими огромными средствами отечественный бизнес.
Понятно, что при таком раскладе экономический смысл для Казахстана сводится не столько к торговле, сколько к транзитным возможностям ЕАЭС для экспорта в страны «дальнего» зарубежья, за счет чего наша страна зарабатывает валютную выручку, часть которой расходуется затем на оплату импорта из России и Беларуси.
Но в таком случае было бы логично не расходовать валюту на эти цели в растущих объемах, а сосредоточиться вновь на двустороннем сотрудничестве с этими странами, чтобы последовательно снижать отрицательное сальдо в торговле с ними. ЕАЭС же от этого не пострадает, а только выиграет!