Почему действующие меры поддержки не способствуют развитию начинающего бизнеса?

Почему действующие меры поддержки не способствуют развитию начинающего бизнеса?
фото: Shutterstock/РБК

Все чаще в различных опросах и исследованиях аналитиков упоминается о низкой выживаемости субъектов предпринимательства. При этом отечественный бизнес призван стать локомотивом развития национальной экономики и обеспечивать вклад в ВВП до 40% к 2030 году. С какими преградами зачастую сталкиваются казахстанские предприниматели и почему действующие меры поддержки не способствуют развитию начинающего бизнеса, попыталась разобраться старший эксперт Института экономических исследований (ERI) Гульназ Касымбаева, передает портал Качественный Казахстан.      

Как сообщает автор исследования, в действительности согласно официальной статистике, порядка 70% субъектов малого предпринимательства «не доживают» до десятилетнего возраста, а средние и крупные предприятия, напротив, сконцентрированы в возрастном интервале от 11 до 25+ лет.

«При детальном раскладе наблюдается, что на начало 2024 года чуть более четырех тысяч малых предприятий закрылись на первом году деятельности, более 6,5 тыс. – в двухлетнем возрасте, порядка 31 тыс. - от трех до пяти лет. Это порядка 50% от всех ликвидированных малых предприятий за год. При этом стоит отметить, что массовой ликвидации на стадии «зарождения» среди средних и крупных компаний не отмечается», – поделилась данными Гульназ Касымбаева.  

По ее мнению, одной из основных причин ранней ликвидации, особенно среди субъектов малого предпринимательства, является действующая система государственной поддержки.  

Так, меры поддержки направлены в большей степени на уже состоявшийся бизнес, в то время как начинающим предпринимателям предлагается ограниченный набор мер.

«К примеру, в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы (программа «Дорожная карта бизнеса») начинающий бизнес может претендовать на субсидирование процентных ставок и гарантирование по кредитам. При этом условия поддержки для устойчивого и начинающего бизнеса практически идентичны. Но не стоит забывать, что каждый субъект предпринимательства проходит несколько этапов в своей жизни, включающих в себя стадию зарождения, роста, зрелости/устойчивости и упадка или же закрытия. Каждый этап имеет свои особенности, и с учетом этого требует различные виды мер поддержки», – отметила автор исследования.  

Она дополнила, что для прохождения всех стадий жизненного цикла и содействия успешному развитию предпринимательства необходимо пересмотреть подход к поддержке предпринимательства и учитывать особенности каждого этапа жизненного цикла.

«Это будет способствовать успешному преодолению трудностей для развития предпринимательства, а также созданию благоприятного бизнес-климата», – подытожила Гульназ Касымбаева.