Как казахстанцы оценивают возможности НПО по защите прав потребителей

Как казахстанцы оценивают возможности НПО по защите прав потребителей
фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

Насколько развиты в Казахстане негосударственные институты регулирования потребительских споров и как оценивают защиту своих прав сами потребители, разбирались в своем исследовании аналитики Института экономических исследований (ERI), передает портал Качественный Казахстан 

По данным авторов исследования, только в 2022 году Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан рассмотрено более 30,2 тыс. обращений.

В большинстве своем казахстанцы не удовлетворены качеством медицинских услуг, услугами связи, городским общественным транспортом и услугами общественного питания.

При этом по 44,8% поступивших обращений в прошлом году была оказана консультационно-правовая помощь, по 43,7% – приняты положительные решения. В целом потребителям возвращено 786 млн тенге.

«Вместе с тем на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 172 общественных объединения потребителей, из них работают только 55. При этом, согласно проведенному по заказу уполномоченного органа по защите прав потребителей социологического опроса в 2020 году, в Казахстане 71% респондентов сталкивались с нарушением прав потребителей», – отметили аналитики.   

Они дополнили, что по вопросу к респондентам, куда они обратились бы, если их потребительские права были бы нарушены, даны следующие ответы:

  • в уполномоченный орган по защите прав потребителей – 28,7%;
  • к услугам юристов – 28,4%;          
  • попытались самостоятельно решить проблему – 24,4%;
  • в общественные объединения потребителей – 8,7% респондентов.

«Результаты социологического опроса 2021 года также выявили крайне низкие показатели (13,1%) опрошенных респондентов по вопросу «обратились бы они в общественную (не государственную) организацию потребителей при нарушении их потребительских прав». Эти результаты социологических опросов указывают на слабое развитие института регулирования потребительских споров неправительственными организациями потребителей, другими словами, граждане не знают о них, а если и слышали — не уверены в их возможностях», – констатируют авторы исследования.  

Ими также отмечено, что проектом Закона «О защите прав потребителей» (новая редакция действующего Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», опубликованной 3 февраля текущего года на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения) предусмотрено введение с 2024 года деятельности Омбудсмена по защите прав потребителей, с определением функций нового института.

Однако при анализе функций Омбудсмена и уполномоченного органа в сфере защиты потребителей имеется ряд дублирующих функций с уполномоченным органом в сфере защиты потребителей.

«В рамках законотворческой работы по защите прав потребителей необходимо усовершенствовать предусмотренные проектом Закона «О защите прав потребителей» нормы с разграничением функциональных обязанностей Омбудсмена и уполномоченного органа в сфере защиты потребителей», – подытожили аналитики.