Запрет неоникотиноидов во Франции привел к восстановлению популяций насекомоядных птиц

Запрет неоникотиноидов во Франции привел к восстановлению популяций насекомоядных птиц
фото: schauhi/pixabay

Популяция насекомоядных птиц во Франции демонстрирует небольшие признаки восстановления после того, как в 2018 году Европейский союз ввел запрет на использование неоникотиноидных пестицидов в полевых условиях, согласно первому исследованию, посвященному этой тенденции. За четыре года после запрета численность этих птиц увеличилась на 2–3%, что исследователи называют доказательством эффективности природоохранной меры, хотя полное восстановление может занять десятилетия, сообщает The Guardian.

По данным первого исследования, направленного на изучение процесса возвращения диких животных в Европу, популяция насекомоядных птиц во Франции, по-видимому, переживает период восстановления после запрета на использование пестицидов, вредящих пчелам.

Неоникотиноиды — самый распространённый в мире класс инсектицидов, широко применяемых в сельском хозяйстве и для борьбы с блохами у домашних животных. К 2022 году, спустя четыре года после того, как Европейский союз запретил использование неоникотиноидов в полевых условиях, исследователи отметили, что популяция насекомоядных птиц во Франции, включая чёрных дроздов, славок-черноголовок и зябликов, увеличилась на 2–3%. Эти виды питаются насекомыми как во взрослом возрасте, так и в период роста птенцов.

Ведущий исследователь, Тома Перро из Фонда исследований биоразнообразия в Париже, отметил, что результаты могут быть аналогичны результатам по всему ЕС, где запрет вступил в силу в конце 2018 года, но исследования в других странах пока не проводились.

«Даже несколько процентных пунктов роста имеют значение — это показывает, что запрет имел значение. Наши результаты однозначно указывают на то, что запрет на неоникотиноиды является эффективной мерой по сохранению популяции насекомоядных птиц», — заявил Перро.

В Великобритании, как и в ЕС, неоникотиноиды были запрещены для общего использования на открытом воздухе в 2018 году, хотя их применение разрешено в исключительных случаях. Они до сих пор широко используются в США, где с 1970-х годов исчезло почти три миллиарда насекомоядных птиц.

В исследовании, опубликованном в журнале Environmental Pollution, были проанализированы данные, собранные опытными орнитологами-волонтерами в рамках Французского исследования гнездящихся птиц, с более чем 1900 участков по всей Франции. Данные были разделены на два периода: за пять лет до запрета (2013–2018 годы) и за период после запрета (2019–2022 годы).

Группа Перро проанализировала данные о 57 видах птиц на этих участках, каждый из которых имел размеры 2x2 км. Они обнаружили, что численность насекомоядных птиц на обработанных пестицидами участках была на 12% ниже, чем на участках, где неоникотиноиды не применялись. По словам Перро, другие насекомоядные животные, такие как мелкие млекопитающие, летучие мыши и даже рыбы, также могут получить пользу от запрета. Птицы-универсалы, такие как вяхирь и домовый воробей, по-видимому, пострадали меньше, вероятно, потому, что у них более гибкий рацион.

Франс ван Алебик, специалист по политике в отношении сельских районов BirdLife Netherlands (не принимавший участия в исследовании), прокомментировал результаты:

«Чтобы заставить правительства ввести этот запрет, потребовалось огромное давление. На Европарламент оказывалось огромное давление со стороны граждан».                                                                                                                      «Я был удивлён, что вы уже видите восстановление. Изучать это крайне сложно, что делает это исследование таким особенным. Положительный посыл заключается в том, что он способствует запрету пестицидов и приведёт к восстановлению дикой природы», — добавил Алебик.

Другие исследователи отнеслись к результатам более осторожно. Джеймс Пирс-Хиггинс, научный директор Британского фонда орнитологии, сказал: 

«Это исследование показывает, что могут быть ранние признаки слабого восстановления популяции, но результаты неопределенны и могут быть обусловлены другими коррелирующими факторами».

Среда обитания и климат — ещё одни факторы, которые могут объяснить колебания численности птиц. «Это исследование подчёркивает ценность долгосрочного мониторинга, который позволит нам лучше понять эти тенденции в будущем», — сказал Пирс-Хиггинс.

Массовая гибель пчел впервые была зарегистрирована в начале 2000-х годов во Франции и Германии. Исследования показали, что эти химикаты, даже в малых дозах, могут влиять на навигацию пчёл и их способность добывать корм. Неоникотиноиды — это системные инсектициды, которые поглощаются растениями и проникают во все их ткани, делая любую часть растения токсичной для насекомых, которые ею питаются.

Перро объяснил, почему восстановление происходит медленно: 

«Слабое восстановление после запрета вполне объяснимо. Неоникотиноиды сохраняются в почве годами и могут продолжать поражать насекомых. В целом наши результаты показывают, что для восстановления популяций насекомоядных птиц потребуется несколько десятилетий. Но мы считаем это нормальным, поскольку исследования других пестицидов, таких как ДДТ, показывают, что большинству популяций птиц требуется от 10 до 25 лет для полного восстановления».

Он также заявил, что более устойчивое земледелие, которое сокращает использование пестицидов и восстанавливает полуестественные места обитания, будет способствовать восстановлению популяций птиц. 

«Но если сельское хозяйство продолжит фокусироваться на максимальной урожайности вместо устойчивого развития, мы будем наблюдать тот же спад», — заключил Перро.

Алебик высказал критику в адрес системы оценки химикатов.

«Неоникотиноиды являются частью тенденции, в рамках которой промышленность все лучше и лучше находит химические вещества, которые чрезвычайно эффективны при низких концентрациях — вы используете меньше, но токсичность не снижается. Для меня это показывает, что наша система тестирования пестицидов перед их выпуском на рынок недостаточно хороша. Мы делаем это уже 50 лет для всех видов пестицидов — мы проходим один и тот же процесс каждые 10 лет и мало чему учимся у истории», — сказал он.

Источник: The Guardian

#Неоникотиноиды #Птицы #Франция #ЗапретПестицидов #Экология