Сможет ли новая программа для казахстанцев стабилизировать рынок автолизинга в стране

Сможет ли новая программа для казахстанцев стабилизировать рынок автолизинга в стране
фото: © РИА Новости / Виталий Аньков

Рынок автолизинга в Казахстане долгое время был нестабильным и ориентированным на компании. Новая программа открывает доступ к лизингу населению. Сможет ли она стабилизировать этот рынок, разбирались в своем исследовании аналитики Finprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования напоминают, что в нашей стране с декабря запускается новая программа лизинга легковых автомобилей для физлиц, и на этом фоне актуально посмотреть, что происходит на рынке классического лизинга.

«По официальным данным, объём услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств сильно колебался за последние годы. В 2018-м рынок превышал 4,5 млрд тенге, затем в 2019 году просел до 1,6 млрд тенге, а уже в 2020-м вырос до 11,2 млрд тенге. После пика 2020-го рынок снова резко пошёл вниз, и к 2024 году годовой объём услуг сократился до 1,1 млрд тенге», – поделились данными аналитики.  

Они дополнили, что доля услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных в сельской местности, в 2018 году составляла почти 13%, или около 592 млн тенге.

Далее их удельный вес резко уменьшился: в 2020-м на село приходилось лишь 0,1% всех услуг в секторе.

Постепенно ситуация начала выравниваться, и к 2023 году доля сельской местности выросла до 3,7%, а в 2024-м — уже до 15,5%.

Если рассматривать динамику за первое полугодие, - в 2024-м объём услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств составлял 846,1 млн тенге, а в текущем году он вырос на 11,6%, до 944,4 млн тенге. То есть рынок продемонстрировал небольшое восстановление.

На селе в эти же периоды объёмы услуг в секторе уменьшились сразу в 3,3 раза, со 153,3 млн тенге в 2024-м до 46,7 млн тенге в 2025 году, а доля сельской местности сократилась с 18,1% до 4,9%.

«Любопытно, что доля услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных за счёт населения, в разные годы была небольшой, а сам рынок в основном обслуживал корпоративный сегмент. До сих пор бытовой лизинг авто оставался нишевым и малодоступным инструментом. Именно новая программа для граждан должна закрыть этот пробел. На фоне слабой активности физлиц в классическом лизинге и резких скачков объёмов рынка инициатива фактически открывает новый сегмент, которого раньше практически не существовало. С учётом динамики и заметного перекоса в пользу корпоративных клиентов запуск программы выглядит логичным шагом. Формально физлица могли брать автомобили в лизинг и раньше, но на практике услуга была недоступна для среднего потребителя из-за высоких ставок и требований к доходам. Фактически новая программа открывает рынок для широких слоёв, а не только для предпринимателей и корпоративных клиентов», – пояснили авторы исследования.  

Аналитики отмечают, что объём услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных за счёт населения, остаётся минимальным по сравнению с корпоративным сегментом.

В 2018 и 2019 годах физлица фактически не участвовали в лизинговых сделках: объём составлял лишь 32 млн и 28,4 млн тенге соответственно, а доля сельской местности была нулевой.

Удельный вес услуг, оказанных за счёт средств населения, от всего объёма услуг в секторе заметно колебался на протяжении последних лет: в 2018 и 2019 годах доля оставалась минимальной — менее 2%, — что указывало на почти полное отсутствие участия физических лиц в лизинговых сделках; в 2020 и 2021 годах удельный вес услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных за счёт населения, резко вырос до 23% и 27,7%, а объёмы увеличились до 2,6 млрд и 2,2 млрд тенге соответственно.

«Несмотря на такой скачок, услуги в сельской местности почти отсутствовали: их объём составил лишь несколько сотен тысяч тенге. Уже в 2022-м доля услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных за счёт населения, снова уменьшилась до 12,3%, а в 2023 и 2024 годах она не достигала и 3%. Объём услуг в секторе в 2022 году составил всего 172,7 млн тенге. Далее в 2023-м объём сократился до 49,8 млн тенге, однако при этом все услуги, оказанные за счёт средств населения, полностью пришлись на село. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2024 году: 17,7 млн тенге, и снова только сельская местность», – отмечают исследователи.  

При этом ими отмечено, что в январе–июне 2025 года наблюдалось частичное восстановление: объём услуг лизинга легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств, оказанных за счёт населения, вырос в 3,8 раза, до 84,9 млн тенге, а их доля увеличилась с 2,1% до 9% от всего объёма по сектору. Однако это всё ещё далеко от устойчивого тренда, а доля сельской местности снова сократилась почти до нуля. Это подтверждает хаотичность рынка: в одни годы спрос формируется исключительно в городах,  в другие — только в сёлах.

«В целом рынок лизинга для населения остаётся узким и нестабильным. В разные годы его объём колебался от десятков миллионов до нескольких миллиардов тенге, но массовым он так и не стал. Именно поэтому запуск новой программы лизинга для физлиц с декабря выглядит своевременным: текущая статистика показывает, что без отдельной доступной программы бытовой автолизинг не способен развиваться устойчиво ни в городской, ни в сельской местности. Введение новой программы также может изменить ситуацию на селе. Если региональные филиалы лизинговых компаний подключатся к распределению автомобилей, появится шанс для обновления легкового автопарка в районах, где он объективно изношен. Это особенно важно с учётом того, что в ряде областей преобладают автомобили возрастом более 20 лет», – подытожили аналитики.