фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)
ИТ-образование становится ключевым фактором экономического роста Казахстана, поскольку, по данным Astana Hub, в 2024 году инвестиции в IT выросли на 40%, а экспорт услуг — на 52%. Согласно мнению экспертов, для усиления цифровой экономики стране необходима массовая подготовка кадров с фокусом на ИИ-навыки, практические проекты и раннее обучение молодежи, чтобы сократить сроки адаптации специалистов и повысить конкурентоспособность бизнеса.
В условиях, когда мировые экономисты прогнозируют рост глобального ВВП на 14% к 2030 году за счет применения искусственного интеллекта (ИИ), Казахстан активно движется в этом направлении, превращая ИТ-образование в стратегический экономический ресурс.
По данным Astana Hub, ИТ-индустрия Казахстана демонстрирует впечатляющий рост:
- инвестиции в IT выросли на 40%;
- экспорт услуг вырос на 52%;
- доход индустрии вырос на 48%;
- занятость выросла на 12%.
Параллельно наблюдается усиление финтеха: более 81% операций в стране проходят безналично, преимущественно через интернет- и мобильный банкинг. Государство поддерживает этот тренд, реализуя программу обучения ИИ-навыкам для одного миллиона человек и увеличивая вложения в цифровое образование.
Антон Девятьяров, директор по развитию IT STEP Academy ("Компьютерная Академия ШАГ"), считает, что основой цифровой экономики являются люди, которые умеют работать с технологиями.
«Оборудование и программы важны, но результат зависит от того, есть ли люди, которые умеют работать с этими инструментами. Когда у работодателей появляется выбор из подготовленных специалистов, экономика развивается быстрее», — отмечает Девятьяров.
Массовый уровень цифровых навыков — работа с данными, создание контента, базовое понимание ИИ — напрямую влияет на качество рабочей силы и устойчивость бизнеса. ИТ-образование повышает качество рабочей силы, позволяя компаниям внедрять аналитику, оптимизировать процессы и ускорять запуск новых продуктов, а в госуправлении — улучшать сервисы и сокращать сроки оказания услуг.
«Экономике нужен широкий круг специалистов — аналитики, разработчики, дизайнеры, специалисты по безопасности и digital-маркетингу. Все они влияют на рост компаний», — подчеркивает эксперт.
По мнению Девятьярова, ранняя подготовка молодежи имеет критическое значение, поскольку переучивать взрослых сотрудников всегда сложнее и дороже.
«Если ребенок в 14–15 лет понимает основы ИИ и данных, то к 20 годам он готов работать с реальными задачами. Для экономики это большая разница. Ранняя подготовка делает рынок труда стабильнее: компании тратят меньше времени на обучение новичков, а молодежь быстрее входит в профессию», — говорит он.
IT Step Academy строит свои программы вокруг практических задач, где ученики создают реальные проекты — от сайтов и интерфейсов до рекламных материалов. Академия также усиливает блок, связанный с ИИ, что отражает потребности рынка в генерации контента, анализе данных и автоматизации.
Эксперт выделяет три ключевых условия, необходимых Казахстану для дальнейшего роста цифровой экономики:
- массовые цифровые навыки - внедрение основ анализа данных, создания цифрового контента и работы с ИИ во всех учебных заведениях;
- практические проекты - создание среды, где специалисты смогут применять технологии для запуска стартапов, бизнес-сервисов и автоматизации;
- обновление образовательных программ - поддержка преподавателей, развитие новых направлений по ИИ и создание лабораторий.
«ИИ и цифровые навыки в ближайшие годы станут нормой для большинства профессий. И чем раньше молодежь начнет их осваивать, тем увереннее Казахстан будет расти и конкурировать на глобальном уровне», — заключает Девятьяров.
Роман ПОПОВ
#ITОбразование #Казахстан #ЦифроваяЭкономика #AstanaHub #ИИ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через