фото: В.Ким (разработано с участием нейросети Grok)
В наши дни, выходя на детскую площадку или заходя в кафе, можно наблюдать одну и ту же картину: склонившиеся над яркими экранами детские головки. Тишина, покой, ребенок не мешает. Удобно. Современно. Но в этой удобности и современности таится вопрос, который все чаще звучит в кабинетах психологов и на родительских форумах: а кто же на самом деле воспитывает вашего ребенка? Вы, с вашими рассказами, объятиями, запретами и поощрениями, или этот блестящий прямоугольник, ставший для него окном в другой, куда более захватывающий мир?
Еще несколько десятилетий назад основными агентами социализации, как сказали бы ученые, то есть проводниками в мир правил, норм и знаний, были семья, детский сад, школа, двор и книги. Сегодня этот список уверенно возглавили цифровые устройства. Смартфон или планшет часто становятся бессменными няньками, утешителями, поощрителями и учителями. Они всегда под рукой, никогда не устают и готовы развлечь ребенка в любую минуту. Но что именно они ему дают и, что не менее важно, что отнимают?
Процесс воспитания по своей сути — это не просто передача информации. Это формирование ценностей, эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию, умения выстраивать отношения с живыми людьми, справляться с скукой и преодолевать трудности. Может ли экран научить этому? Известный психолог Лев Семенович Выготский, говоря о развитии высших психических функций, подчеркивал роль общения со взрослым. Именно в диалоге, в совместной деятельности, через «зону ближайшего развития», где родитель помогает ребенку сделать то, что он пока не может сделать один, и происходит настоящее становление личности. Экран же предлагает монолог. Он не задает вопросов, не ждет ответа, не смотрит в глаза и не обнимает за плечи. Он просто вещает, и ребенок оказывается пассивным потребителем готового контента, а не активным участником диалога.
Бесконечный поток видеороликов, коротких мультфильмов и игр, выстроенных по принципу быстрого вознаграждения, формирует особый тип мышления. Нейрофизиологи отмечают, что такое потребление негативно влияет на способность к концентрации и продолжительному удержанию внимания. Ребенок, привыкший к тому, что каждые десять секунд на экране происходит что-то новое и яркое, с трудом может сосредоточиться на чтении книги или объяснении учителя. Ему становится скучно. А скука, которую французский философ Блез Паскаль называл корнем многих человеческих проблем, на самом деле является мощным двигателем творчества и саморефлексии. Лишая ребенка права на скуку, мы лишаем его возможности прислушаться к себе, пофантазировать, найти внутренний ресурс.
Не менее важный аспект — это формирование эмоциональной сферы. Американский клинический психолог Шерри Тёркл в своей знаковой работе «Одиночество вместе» пишет о том, как цифровые технологии меняют природу человеческого общения. Мы предпочитаем быстрые текстовые сообщения живому разговору, потому что он требует больших эмоциональных затрат. Дети, с младенчества погруженные в виртуальную среду, рискуют так и не научиться распознавать сложные оттенки человеческих эмоций — иронию, грусть, сочувствие, — которые в полной мере передаются только через живое общение, через тон голоса, мимику, язык тела. Экранизированный мир упрощает эмоции до набора смайликов и стандартных реакций. Герой мультфильма всегда плачет или смеется одинаково, его чувства преувеличены и примитивны. В жизни все иначе, и понимать эти нюансы — жизненно важный навык.
Конечно, было бы несправедливо и недальновидно видеть в цифровых технологиях только угрозу. Они — неотъемлемая часть современной реальности, мощный инструмент для обучения и доступа к знаниям. Вопрос, как и всегда в воспитании, заключается в мере, содержании и, главное, в альтернативе. Если телефон становится главным источником радости и утешения для ребенка, значит, что-то не так не с телефоном, а с тем, что предлагает ему реальный мир. Вспомним идеи итальянского педагога Марии Монтессори, которая настаивала на создании подготовленной среды, богатой возможностями для сенсорного и моторного развития. Никакой, даже самый совершенный экран, не заменит тактильных ощущений от песка, запаха мокрой после дождя земли, радости от собственноручно слепленной фигурки из глины или волнения от первой самостоятельно прочитанной страницы бумажной книги.
Роль родителя в цифровую эпоху не упрощается, а усложняется. Он перестает быть просто источником знаний, коим в прошлом был для ребенка взрослый. Теперь он должен стать гидом, проводником, фильтром в этом бескрайнем информационном океане. Его задача — не просто запретить, а научить ребенка ориентироваться, критически оценивать информацию, отличать качественный контент от мусора, делать осознанный выбор. Это требует от самого родителя большой вовлеченности и готовности тратить время и силы на то, чтобы предлагать живую, осязаемую альтернативу. Совместная прогулка, настольная игра, чтение вслух, лепка, просто разговор по душам перед сном — все это те кирпичики, из которых строится настоящая, а не виртуальная связь между родителем и ребенком.
Таким образом, ответ на вопрос, кто воспитывает вашего ребенка, лежит не в плоскости выбора между вами и экраном. Он заключается в том, кто является главным авторитетом и источником смыслов в жизни ребенка. Если этот авторитет добровольно передается вами в руки цифрового устройства ради сиюминутного спокойствия, то именно оно и будет формировать его ценности, внимание и эмоции. Если же вы остаетесь для ребенка самым интересным собеседником, самым надежным другом и самым мудрым проводником, то телефон займет в его жизни подобающее место — удобного инструмента, а не воспитателя. В конечном счете детство, проведенное в совместных открытиях реального мира, с его запахами, текстурами, трудностями и радостями живого общения, — это единственная и самая ценная инвестиция в будущее вашего ребенка, которую не заменит ни один, даже самый умный, экран.
В заключение хотелось бы отметить, что если у вас, уважаемые читатели, есть какие-то предложения или примеры из жизни по теме, вы можете поделиться ими на портале «Качественный Казахстан»: https://standard.kz/ru.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через