фото: https://www.pexels.com/
Рекордный квартал продаж Tesla дал компании передышку после ужасного начала 2025 года. Однако генеральный директор Илон Маск сосредоточен на создании «армии роботов» и выполнении своего многолетнего, но невыполненного обещания о беспилотных автомобилях — задач, которые ему необходимо выполнить, если он хочет получить полную стоимость компенсационного пакета в размере одного триллиона долларов, который Tesla хочет ему выплатить.
Никогда еще противоречие между текущим бизнесом Tesla, ориентированным на автомобили, и бизнесом, ориентированным на ИИ, к которому стремится Маск, не было столь очевидным.
Tesla поставила рекордное количество автомобилей в третьем квартале 2025 года во многом благодаря наплыву покупателей в США, воспользовавшихся истекающим сроком действия федерального налогового кредита на электромобили. Однако этот рекордный квартал не привёл к увеличению прибыли. Более того, прибыль Tesla в третьем квартале всё равно оказалась на 37% ниже, чем в том же квартале прошлого года.
Tesla отгрузила 497 099 автомобилей в третьем квартале, что принесло 21,2 млрд долларов выручки в автомобильном секторе — лучший показатель компании более чем за год. Однако, согласно опубликованному в среду письму акционеров, Tesla получила прибыль всего в 1,4 млрд долларов, что всего на 200 млн долларов больше, чем во втором квартале этого года. Рекордный квартал был отмечен после провального начала года для Tesla, продажи которой значительно упали отчасти из-за связей Маска с администрацией Трампа.
Компания объяснила в письме, что одной из причин стал значительный рост операционных расходов — на 50% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Рост операционных расходов был обусловлен расходами на ИИ и другие НИОКР-проекты, а также расходами на реструктуризацию в размере почти 240 миллионов долларов. Tesla не объяснила, на что были направлены эти расходы, но, возможно, это связано с недавним решением закрыть шестилетний проект компании по созданию суперкомпьютера Dojo.
Tesla назвала пошлины ещё одним фактором, сдерживающим рост прибыли в прошлом квартале, а это означает, что Маск потратил около 300 миллионов долларов на поддержку выборов президента, который нанес ущерб бизнесу компании. Финансовый директор Tesla Вайбхав Танеджа заявил в среду на телефонной конференции, что ущерб от пошлин составил около 400 миллионов долларов.
«Мы находимся на переломном этапе для Tesla и нашей стратегии развития, поскольку мы внедряем ИИ в реальный мир», — сказал Маск во время телефонного разговора. Tesla находится «на начальном этапе довольно масштабного, полного автономного вождения и роботакси, фундаментально меняя характер транспорта», — сказал он.
Все это еще больше усложнит ситуацию в последнем квартале года для компании.
Tesla уже нуждается в ещё одном рекордном квартале (и даже больше), если хочет просто сравняться с количеством поставленных автомобилей в 2024 или 2023 году. Компании могли бы помочь новые, немного более дешёвые, упрощённые версии электромобилей Model 3 и Model Y. Но даже в этом оптимистичном сценарии Tesla далека от обещанного инвесторам и акционерам 50%-ного роста в годовом исчислении.
Маск последние несколько лет пытался убедить акционеров, инвесторов, сотрудников и всех остальных выйти за рамки основного бизнеса компании — производства и продажи автомобилей. Он поставил будущее Tesla на создание обширной сети беспилотных автомобилей, которые, по его мнению, смогут бросить вызов Uber. И он считает, что человекоподобный робот Optimus станет самым продаваемым продуктом в истории.
В письме, опубликованном в среду, Tesla предоставила мало новой информации об этих программах. Маск заявил в ходе телефонной конференции, что Tesla может начать производство третьей версии Optimus в первом квартале 2026 года. Ранее он обещал построить тысячи роботов к концу этого года, но, как сообщает The Information, Tesla столкнулась с проблемами на ранних этапах его производства.
«Вывод Optimus на рынок — невероятно сложная задача, если быть точным. Это не просто прогулка в парке», — сказал Маск.
Он продолжил туманные и расплывчатые заявления Tesla о том, насколько Оптимус изменит мир. «Вы действительно можете создать мир, где нет нищеты, где у каждого будет доступ к лучшей медицинской помощи, — сказал он. — Оптимус будет невероятным хирургом».
Повышенное внимание к ИИ, робототехнике и беспилотным автомобилям (включая запуск производства двухместного «Киберкэба») также обойдется Tesla дороже в следующем году. Танеджа заявил, что капитальные затраты «существенно» увеличатся в 2026 году благодаря этим проектам. Он также отметил, что Tesla пришлось увеличить расходы на персонал, чтобы оставаться конкурентоспособной в продолжающейся борьбе за таланты в сфере ИИ.
Результаты Tesla за третий квартал опубликованы на фоне предложения компании передать Маску акции на сумму в один триллион долларов. Этот план будет вынесен на голосование на годовом собрании акционеров Tesla через несколько недель. Компания и Маск ведут активную агитационную кампанию. Хотя такие консалтинговые группы, как ISS и Glass Lewis, выступают против пакета компенсаций, он, скорее всего, будет принят, учитывая подавляющую поддержку акционеров предыдущих инициатив.
Это не помешало Маску пригрозить уйти из Tesla, если пакет не будет одобрен. В телефонном разговоре в среду он повторил свое заявление о том, что его больше волнует контроль над голосованием, который даст ему компенсационный пакет, чем деньги. «Мне просто некомфортно строить здесь армию роботов, а потом быть уволенным из-за каких-то идиотских рекомендаций от ISS и Гласса Льюиса, которые вообще ни о чём не догадываются. Ведь эти ребята — корпоративные террористы», — сказал Маск.
Эта статья обновлена новой информацией с телефонной конференции Tesla за третий квартал.
Источник: https://techcrunch.com/2025/10/22/elon-musk-frets-over-controlling-teslas-robot-army-as-car-biz-rebounds/
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через