Бесплатные интернет-платформы или кинотеатры: где предпочитают смотреть кино казахстанцы

Бесплатные интернет-платформы или кинотеатры: где предпочитают смотреть кино казахстанцы
фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС/BFM.RU

Для просмотра сериалов и фильмов 59% молодых людей в Казахстане пользуются бесплатными платформами. Однако и традиционные кинотеатры остаются весьма популярными. К таким выводам пришли аналитики Energyprom.kz, проведя соответствующее исследование, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования сообщают, что согласно аналитическому докладу «Молодёжь Казахстана» за 2024 год, одной из самых распространённых форм проведения свободного времени среди молодёжи является просмотр фильмов и сериалов в интернете.

Регулярно этим занимаются 42,2% молодых людей, принявших участие в исследовании, время от времени — 38,4%, редко — 15,2%. Лишь 3,5% респондентов никогда не тратят время на подобный досуг, а ещё 0,8% затруднились с ответом.

При просмотре фильмов и сериалов 58,8% респондентов предпочитают пользоваться бесплатными платформами, в том числе такими как HDrezka, KinoGo, KinoBar, Zetflix, Seasonvar, the-cinema.online.

Реже используются платные платформы: 14,1% респондентов отметили, что предпочитают казахстанские (Bee TV, Kazakhtelecom TV+, Qazaqsha и др.), 10,3% — западные (Netflix, Prime Video, HBO max, Apple TV+, Disney+, Megogo и т. д.), 9,7% — российские (КиноПоиск, Amediateka, ivi, Start, Premier, More.tv, Okko, Viju, 1tv.ru и др.).

«В разрезе возрастных групп казахстанские платные платформы более популярны у молодых людей в возрасте от 24 до 28 лет, российские — у подростков от 14 до 18 лет, западные — у молодёжи в возрасте от 19 до 23 лет. Однако бесплатные платформы всё же заметно преобладают: ими пользуются 59,4% подростков от 14 до 18 лет, 56,8% молодых людей от 19 до 23 лет, 58,2% юношей и девушек от 24 до 28 лет и 59,9% молодых людей от 29 до 34 лет», – поделились данными аналитики.  

Говоря о предпочтениях молодёжи в плане контента, авторы исследования отмечают, что по данным исследования, чаще всего молодые казахстанцы предпочитают видеопродукты — фильмы, сериалы, шоу — казахстанского производства: 57,7%.

Российские видеопродукты смотрят 45,1% респондентов, голливудские — 41,9%, турецкие — 24,3%, европейские — 23,8%, южнокорейские — 20,4%, японские аниме и фильмы — 12,1%, китайские фильмы — 7,9%, индийские фильмы — 7,1%. Не любят смотреть фильмы и сериалы 8,4% опрошенных.

«Несмотря на то, что интернет активно оттягивает на себя потребителей видеоконтента, офлайн-кинотеатры, судя по всему, также остаются популярными у казахстанцев в качестве места проведения досуга. Данных отдельно по молодёжи у нас нет, однако в целом, по информации Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2024 году казахстанские кинотеатры посетили 23,3 млн зрителей разных возрастов — на 10,9% больше, чем годом ранее», – отметили исследователи.  

Согласно статистике, большинство зрителей посещали кинотеатры Алматы: 7,8 млн человек, против 7,1 млн человек годом ранее, годовой рост составил 10,3%.

В пятёрке регионов-лидеров также оказались Астана (4,0 млн человек), Шымкент (1,9 млн человек), Актюбинская (948,6 тыс. человек) и Мангистауская (815,6 тыс. человек) области.

Наименьшие показатели пришлись на Акмолинскою, Жетысускую и Северо-Казахстанскую области.

В целом в 2024 году в стране насчитывалась 121 организация, осуществляющая кинопоказы, против 123 годом ранее. Среди них числилось 113 кинотеатров, в том числе 109 крытых.

Количество мест в кинозалах этих крытых кинотеатров выросло за год на 0,6%, до 56,2 тыс. Доходы компаний в секторе увеличились на 17,7% в стоимостном выражении, достигнув 43,9 млрд тенге. При этом количество киносеансов сократилось на 5,9%, до 927,5 тыс. Чаще всего проходили сеансы зарубежных фильмов (543,4 тыс.), а национальных фильмов было показано меньше (339,3 тыс.).

«Осталось упомянуть стоимость посещения киносеансов. По итогам августа текущего года цены на услуги кинотеатров снизились на 0,3% за месяц, однако выросли на 10,1% за год», – подсчитали авторы исследования.  

По их данным, в региональном разрезе в месячной динамике цены в большинстве регионов не изменились.

«Можно отметить два момента. Первый: в Западно-Казахстанской и Павлодарской областях было зафиксировано значительное удорожание билетов в кино: на 13,6% и на 9,3% соответственно. Второй: в Шымкенте цены резко снизились (на 10,6% за месяц), что, собственно, и дало месячное удешевление в среднем по стране», – почеркнули аналитики.  

Если же рассматривать ситуацию в годовой динамике, то рост цен на услуги кинотеатров был отмечен в 14 из 20 регионов РК.

Наибольшее удорожание в секторе показала Мангистауская область: на 27%.

Далее следуют Астана (на 22,9%) и Западно-Казахстанская область (на 21,9%).

Наименьший годовой рост цен был зафиксирован в Абайской области: на 2,2%.

В пяти регионах — Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской и Улытауской областях — цены остались на уровне прошлого года.

Шымкент оказался единственным регионом, где билеты в кино подешевели (на 10,6%), причём годовой показатель совпал с месячным, а значит, снижение цен произошло буквально в последнее время.

«Средняя цена билетов в кино в августе текущего года составила 2,3 тыс. тенге, против 2,1 тыс. тенге годом ранее. Среди крупных городов РК самые дорогие билеты продавались в Усть-Каменогорске (3,1 тыс. тенге), Атырау (2,9 тыс. тенге) и Туркестане (2,8 тыс. тенге). Более доступные цены наблюдались в Семее (1,6 тыс. тенге), Петропавловске (1,7 тыс. тенге) и Таразе (1,8 тыс. тенге)», – подытожили авторы исследования.