Новая торговая сделка между ЕС и США: европейцы недовольны условиями Трампа

Новая торговая сделка между ЕС и США: европейцы недовольны условиями Трампа
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Несмотря на то, что Европейская комиссия и США объявили о достижении торгового соглашения, которое позволило избежать 30-процентных пошлин, многие европейцы выражают недовольство. Как сообщает BBC News, детали сделки всё ещё не урегулированы, а в её условиях обнаруживаются существенные разногласия между сторонами, что ставит под угрозу европейские экономики, особенно Германии, Ирландии и Италии.

Когда глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп объявили о достижении торгового соглашения между ЕС и США, они были полны рукопожатий и улыбок. Этот шаг позволил опередить установленный Трампом крайний срок для заключения сделки 1 августа. Многие в Европе вздохнули с облегчением, узнав, что европейским переговорщикам удалось избежать 30-процентных пошлин, которыми Трамп угрожал несколько месяцев назад. Другие страны всё ещё пытаются заключить соглашения с США, чтобы избежать масштабных пошлин.

Однако с тех пор, как на прошлой неделе были объявлены новости о соглашении между США и ЕС, не только усилилась критика, но и стало ясно, что многие детали ещё не урегулированы, между двумя сторонами есть ряд разногласий, и некоторые страны ЕС пострадают непропорционально сильно.

Неоконченная сделка и противоречия

Мало кто из европейских лидеров обрадовался объявлению о том, что на большую часть экспорта ЕС в США будет наложен 15%-й тариф. Это улучшение по сравнению с 30%-м тарифом, которым изначально угрожал Трамп, но всё же существенное повышение  по сравнению с прежней средней ставкой в 4,8%. Тем не менее, выражая сожаление по поводу того, что ЕС не занял более жёсткую позицию на переговорах, многие неохотно согласились, что сделка, по крайней мере, принесла европейскому бизнесу подобие определённости и предсказуемости после нескольких напряжённых месяцев.

«Я бы желал иного исхода, — заявил министр финансов Германии Ларс Клингбайль. — В целом хорошо, что есть соглашение с США и нет дальнейшей эскалации».

По состоянию на четверг совместное заявление ещё не было опубликовано, хотя Комиссия подчеркнула, что это будет не юридически обязывающий документ, а «набор политических обязательств». 

«Отсюда вытекают дополнительные согласованные изъятия, которые мы стремимся включить в наше соглашение с США», — заявил представитель Комиссии по торговле Олоф Гилл. 

В общем плане сделки, изложенном Комиссией, подчёркивается, что она не имеет обязательной юридической силы. В информационном бюллетене Белого дома по соглашению не содержится ни одной из этих оговорок и говорится, что оно обеспечивает «исторические структурные реформы», однако глава министерства торговли США Говард Лютник в среду признал, что переговоры продолжатся и что официальные лица ЕС и США всё ещё обсуждают некоторые аспекты соглашения.

«Это не конец истории, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, — заявил президент Франции Эммануэль Макрон. — Это первый шаг в переговорном процессе, который будет продолжен».

По словам Чинции Альчиди из Центра европейских политических исследований в Брюсселе, торговые соглашения обычно требуют от 18 до 24 месяцев двусторонних переговоров. 

«Чтобы обеспечить некоторую определённость для промышленности и частного сектора, сейчас будет действовать 15%-й всеобъемлющий тариф, но затем будут предприняты попытки добиться для некоторых товаров других условий», — говорит она.

Разночтения и расхождения

По данным Белого дома, под 15%-ный тариф попадут фармацевтические препараты и полупроводники, при этом не упоминается, что это верхний предел. Однако ЕС заявляет, что оба сектора сохранят текущую ставку 0% до тех пор, пока не будут согласованы новые мировые тарифы. По данным ЕС, любые будущие тарифы будут ограничены 15%.

По данным США, тарифы на сталь и алюминий останутся на уровне 50%. ЕС заявляет, что Брюссель и Вашингтон будут работать над снижением этого уровня, а после 1 августа их заменит система квот.

Некоторые из наиболее вопиющих расхождений можно обнаружить в языке, используемом обеими сторонами для описания инвестиционных обязательств ЕС. В заявлении США говорится, что ЕС «закупит» американскую нефть, сжиженный природный газ (СПГ) и продукцию атомной энергетики на сумму $750 млрд ($568 млрд фунтов стерлингов), тогда как ЕС лишь говорит, что он «намерен» сделать это по мере отказа от российского газа и нефти. По словам Чинции Альчиди, не только неясно, смогут ли США вообще предоставить ЕС такие объёмы, но и ЕС не может принимать решения о закупках от имени частного сектора.

Аналогичным образом США заявляют, что ЕС инвестирует $600 млрд к концу второго срока Трампа, но ЕС просто заявляет, что «компании выразили заинтересованность» в инвестировании этой суммы к 2029 году. Поскольку Брюссель не может заставить частные компании инвестировать в США, технически нет никаких гарантий, что эта сумма может быть или будет достигнута.

По данным США, ЕС «согласился закупить значительное количество» американской военной техники. В заявлении ЕС об этом не упоминается. Почти 80% оборонных инвестиций ЕС уже поступает в США, и дальнейшее их увеличение может оказаться невозможным; кроме того, такое обязательство будет противоречить недавнему плану фон дер Ляйен ReArm Europe, который призывает к инвестициям в отечественную оборонную промышленность Европы.

Пока переговоры продолжаются, Комиссия заявила в четверг, что США также будут применять 15%-ный тариф на вино и крепкие спиртные напитки, добавив, что она продолжит попытки добиться исключения из правил.

В среду Макрон заявил, что соглашение обладает тем преимуществом, что обеспечивает «предсказуемость в краткосрочной перспективе», но также призвал Европу занять более жёсткую позицию по отношению к США.

«Чтобы быть свободным, нужно, чтобы тебя боялись. Нас боялись недостаточно», — сказал он.

Учитывая объём деталей, которые ещё предстоит проработать, следующий этап переговоров, вероятно, продлится ещё некоторое время, а после негативной реакции, которую Комиссия получила на этой неделе, европейские переговорщики могут оказаться под большим давлением, вынуждающим их отстаивать свою позицию.

Наиболее пострадавшие страны

Хотя 15%-ные пошлины затронут все европейские страны, они повлияют на них по-разному. Германия, Ирландия и Италия особенно уязвимы в силу характера своих партнёрских отношений с США. Для немецких автопроизводителей на США приходится 13% экспорта стоимостью €34 млрд (£29 млрд). Хильдегард Мюллер, президент Немецкой ассоциации автомобильной промышленности, заявила, что новые пошлины станут дорогостоящим бременем.

Среди стран ЕС Ирландия наиболее зависима от США как от экспортного рынка. В частности, страна производит и экспортирует фармацевтическую продукцию на сумму $50 млрд в год, поэтому Дублин скрепя сердце приветствовал соглашение между ЕС и США. «Что есть, то есть, и мы движемся дальше», — заявил Нил Ричмонд, государственный министр в Министерстве иностранных дел Ирландии.

По данным Итальянского института международных политических исследований, пострадают также сельскохозяйственный, фармацевтический и автомобильный секторы Италии, а валовой внутренний продукт (ВВП) страны может сократиться на 0,2% в результате 15%-ного налога. Кристиано Фини из Итальянской конфедерации фермеров заявил, что сделка с США больше похожа на «капитуляцию», чем на соглашение. Несколько итальянских торговых ассоциаций уже требуют от ЕС компенсации прогнозируемых потерь.

Но именно этому ЕС и должен противостоять, считает Чинция Альчиди. По её мнению, общая компенсация для экспортёров из ЕС в конечном итоге обойдётся налогоплательщикам, «и это станет большой победой Трампа, поскольку это будет означать, что в конечном итоге расплачиваться за его пошлины будут европейцы».

Источник: BBC News

#ЕС #США #Торговля #ТорговыеПошлины #ДональдТрамп