Китай успешно испытал поезда на магнитной подушке в вакуумной трубе, рассчитывая на будущую скорость 4000 км/ч

Китай успешно испытал поезда на магнитной подушке в вакуумной трубе, рассчитывая на будущую скорость 4000 км/ч
фото: https://www.pexels.com

Новый китайский высокоскоростной поезд не катится по железной дороге, а летает по трубам. Есть надежда, что однажды он соединит города и деревни по всей стране, развивая скорость до 4000 километров в час.

Поезд на магнитной подушке (или маглев) может развивать скорость до 623 км/ч на испытаниях — почти на 200 км/ч быстрее, чем самый быстрый поезд в эксплуатации. Его ещё предстоит запустить в эксплуатацию, но в феврале он разогнался ещё быстрее в ходе испытания технологии, критически важной для высокой скорости поезда. По данным Китайской государственной корпорации аэрокосмической науки и промышленности (CASIC), впервые поезд стабильно проехал по двухкилометровой низковакуумной трубе. CASIC пока не раскрывает достигнутую скорость, но заявляет, что она превышает предыдущий рекорд в 623 км/ч.

Как поезд движется так быстро?

Магниты! Поезд перемещается и подвешивается над землёй с помощью технологии магнитной левитации — по сути, с помощью силы тяги магнитов, которая направляет, ускоряет или замедляет поезд. Это означает, что поезд на магнитной подушке намного легче, поскольку ему не нужны колёса, тормоза и другие тяжёлые стальные конструкции для безопасного движения по железной дороге. Чтобы снизить трение, новейший китайский сверхпроводящий поезд на магнитной подушке подвешен с помощью трёх типов магнитов в низковакуумном трубопроводе, чтобы «летать». Это поколение поездов рассчитано на скорость до 1000 км/ч — быстрее, чем большинство людей когда-либо смогут летать на самолёте. Если только вы не Тейлор Свифт, чей частный самолёт всё ещё может обогнать поезд на магнитной подушке… всего лишь.

В чём основные проблемы?

Эксперт по высокоскоростным железным дорогам Великобритании, профессор Эндрю Макнотон, рассказал ABC, что строительство крупных сетей магнитной подушки сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, необходимо построить всю новую инфраструктуру, например, туннель с низким вакуумом в Китае, а старые поезда или железные дороги с ней несовместимы.

Во-вторых, потребность в энергии «очень существенна», — сказал профессор Макнотон.

«В-третьих, пассажиропоток между двумя пунктами назначения недостаточен, чтобы оправдать затраты, если только это не два мегаполиса», — пояснил он.

«Различные исследования показывают, что стоимость строительства и эксплуатации магнитолевитационной линии, вероятно, в четыре-пять раз превышает стоимость обычной высокоскоростной железной дороги.

Из-за высоких скоростей шум представляет собой серьёзную проблему и требует дополнительных мер, таких как строительство дорогостоящих туннелей и звукоизоляционных экранов, вокруг населённых пунктов.

Наконец, хотя магнитолевитационная линия может развивать скорость около 500 км/ч по сравнению с обычным высокоскоростным поездом, у которого скорость 350 км/ч, экономия времени — если только речь не идёт о очень больших расстояниях — невелика и, безусловно, недостаточна, чтобы оправдать затраты», — сказал профессор Макнотон.

Как такой быстрый поезд изменит ситуацию?

Жители смогут приезжать в города издалека, и ускорение логистики станет благом для большинства предприятий. Поскольку поезд способен развивать скорость до 1000 км/ч, есть и другие положительные моменты.

Когда такая скорость будет достигнута, поезда, по сути, смогут конкурировать с самолётами.

Поезд, способный развивать высокие скорости, к которым стремится Китай, вероятно, окажет большое влияние на большую страну, считает доцент Джонатан Коулдрик из Колледжа инженерии, вычислений и кибернетики Австралийского национального университета (ANU).

«Представьте, что можно проехать 400 километров примерно за полчаса — это кардинально изменит ситуацию для населённых пунктов, — сказал он в интервью ABC. — Таким образом, можно создать зоны роста вдали от столиц, куда люди будут добираться утром на работу».

Г-н Коулдрик отметил, что скоростные поезда также могут быть более экологичными. Он подсчитал, что полная замена региональных пассажирских самолётов сверхскоростными поездами в некоторых странах, где людям приходится преодолевать большие расстояния, может сократить выбросы углерода на 3–4 процента.

Конструкторы стремятся расширить возможности поезда, и Мао Кай, технический руководитель проекта, сообщил китайским СМИ, что в конечном итоге поезд может достичь невероятной скорости в 4000 км/ч. Это даже быстрее рекордных 3529,6 км/ч, достигнутых в 1976 году всемогущим разведывательным самолётом SR-71 Blackbird — самым быстрым пилотируемым самолётом в истории.

Как это соотносится с другими высокоскоростными поездами?

В таких странах, как Япония и Франция, высокоскоростные поезда существуют уже несколько десятилетий. С 2010 года около 10 стран разработали высокоскоростные поезда, способные развивать скорость более 250 км/ч. Но они ходят по железным дорогам и не могут развивать скорость значительно выше 350 км/ч, рассказал ABC эксперт по железным дорогам, доцент Филип Лэрд из Университета Вуллонгонга. За исключением TGV во Франции, который является рекордсменом среди коммерческих поездов на стальных колёсах. В особых условиях испытаний модифицированная версия может развивать скорость 574,8 км/ч, но с пассажирами на борту она обычно движется со скоростью около 320 км/ч. В настоящее время рекорд скорости самого быстрого поезда в эксплуатации принадлежит шанхайскому маглеву. При скорости 460 км/ч 30-километровая поездка между шанхайским аэропортом Пудун и станцией Лунъян-роуд занимает всего около семи с половиной минут. По словам доктора Лэрда, самый быстрый в Японии сверхскоростной поезд может развивать максимальную скорость около 320 км/ч. В Японии также есть 42-километровый испытательный полигон, на котором поезд на магнитной подушке разгоняется до 503 км/ч, но, по словам доктора Лэрда, ожидается, что он будет введен в эксплуатацию не раньше 2030 года. Когда в Японии появятся поезда на магнитной подушке нового поколения, они, как ожидается, будут развивать максимальную скорость 500 км/ч между Токио и Нагоей. 

В октябре Индонезия представила высокоскоростную железную дорогу протяженностью около 150 километров между Джакартой и Бандунгом. С максимальной скоростью 350 км/ч Whoosh является самой быстрой железнодорожной линией в Юго-Восточной Азии, построенной Китаем за 7,65 миллиарда долларов. 

Индия также активно работает над строительством высокоскоростного поезда между Мумбаи и Ахмадабадом. По словам доктора Лэрда, открытие запланировано на 2027 год.

Источник: https://www.abc.net.au/news/2024-04-12/china-ultra-high-speed-trains-maglev-how-fast/103644930