На сколько в РК подорожали средства гигиены и способны ли наши производители обеспечить спрос

На сколько в РК подорожали средства гигиены и способны ли наши производители обеспечить спрос
фото: ТАСС/Сергей Савостьянов/Москва24

По итогам марта текущего года цены на товары личного потребления в годовой динамике выросли на 9,9%. Причем в большинстве своем это импортная продукция. Об этом говорят результаты исследования, проведенного аналитиками Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Авторы исследования отмечают, что наибольшее удорожание на вышеуказанные товары было отмечено в Северо-Казахстанской (на 16,6% за год), Жамбылской (на 14,5%) и Алматинской (на 14,2%) областях, наименьшее — в Абайской (плюс 3,2%), Атырауской (плюс 3,5%) и Жетысуской (плюс 4,2%) областях.

«В разрезе видов продукции: дезодоранты подорожали на 15%, гели для душа — на 12,8%, кремы для рук — на 12,6%, зубные пасты — на 11,8%, шампуни — на 11,1%, туалетное мыло — на 10,6%, пены и гели для бритья — на 10,5%, краски для волос — на 10,3%, зубные щетки — на 9,7%, станки для бритья — на 8,2%, кремы для лица — на 7%, детское мыло — на 4,7%. Хозяйственное мыло в среднем по стране стоило 387 тенге за 200 граммов, детское мыло — 386 тенге за 100 граммов, туалетное мыло — 504 тенге за 100 граммов, шампунь — 1,2 тыс. тенге за 200 мл, зубная паста — 1,1 тыс. тенге за 75 мл, стиральный порошок — 800 тенге за 500 граммов», – поделились данными аналитики.  

При этом авторы исследования констатируют, что рынок бытовой химии, косметики и парфюмерии в РК принадлежит импортёрам.

«Местное производство не справляется практически ни с одной категорией продукции в секторе, а то и полностью отсутствует», – отмечают они.  

Так, например, в сегменте моющих средств казахстанское производство по итогам первых двух месяцев текущего года составило 3,2 тыс. тонн — на 15% больше, чем годом ранее.

«Однако это всего 13,8% от ресурсов. Основная часть, соответственно, пришлась на импорт: 86,2%. Всего с начала года в страну завезли 20,3 тыс. тонн моющих средств, минус 14,5% за год», – дополнили аналитики.  

Выпуск мыла, по их данным, сократился на 23,5%, до 3,6 тыс. тонн.

«Тут ситуация с самообеспечением лучше: казахстанские компании перекрыли 42,2% спроса, однако сокращение производства привело к потере доли рынка по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (было 46,9%). Импорт мыла составил 4,9 тыс. тонн, или 57,8% от ресурсов», – отметили авторы исследования.  

При этом они констатируют, что рынок чистящих паст и порошков полностью принадлежит импортёрам: 99,9% спроса перекрыто импортной продукцией. В стране произвели всего пренебрежительно малый объём продукции: 300 кг — на 23,9% меньше к тому же, чем годом ранее. При этом, по официальным данным, импорт заметно сократился — сразу в 3,1 раза, до 400,1 тонны.

«Что касается парфюмерии и косметических средств, местное производство за январь-февраль составило 1,1 тыс. тонн — на 3,9% меньше, чем годом ранее. Это перекрыло всего 9% спроса, против таких же неудовлетворительных 8,7% годом ранее. 91% рынка — за импортёрами. В том числе спрос на средства для бритья и дезодоранты перекрыт казахстанскими компаниями на 50,7%, на шампуни и средства для волос — лишь на 4,6%, на средства гигиены полости рта и зубов — на мизерные 0,4%, а зубных паст и порошков в РК за соответствующий период вообще не производили», – привели статданные аналитики.

Они дополнили, что в стоимостном выражении за январь-февраль текущего года выпуск мыла, моющих, чистящих, полирующих, парфюмерных и косметических средств составил 1,1 млрд тенге. Производство сконцентрировано всего в трёх регионах страны — Шымкенте (901 млн тенге), Алматинской (161,2 млн тенге) и Атырауской (19,8 млн тенге) областях.