Какие способы обмана пожилых людей чаще всего используют мошенники и как от них защититься

Какие способы обмана пожилых людей чаще всего используют мошенники и как от них защититься
фото: Stanislaw Mikulski / Shutterstock / FOTODOM / РБК

Как показывает статистика правоохранительных органов, одной из самых уязвимых для мошенников групп остается категория 60+. Причины понятны: доверчивость, недостаточная цифровая грамотность и порой отсутствие постоянной поддержки со стороны близких. О наиболее распространенных методах обмана и правилах безопасности и о том, как обезопасить пожилых людей от мошенников, рассказали специалисты Fingramota.kz, передает портал Качественный Казахстан 

Как создатели финансовых пирамид охотятся за пожилыми

Часто мы слышим истории, что пенсионеры общаются в мессенджерах с так называемыми рекрутерами, которые чаще всего просят оформить подписки, покупать «чудо-товары» (БАДы, косметика, бытовые приборы), привлекать новых подписчиков. 

Многие пожилые люди, как говорят их родственники, «переходят из пирамиды в пирамиду». Как правило, им обещают «высокий доход без риска», используют слова «инвестиции», «стартап», «госпрограмма». 

«Самый распространенный прием мошенников – психологическое воздействие, игра на желании помочь детям и внукам – «заработай для семьи», – и обещание «бесплатных бонусов», подарков, льгот», – отмечают специалисты.

Признаки финансовой пирамиды: 

  • Основной доход идёт не от продажи товаров/услуг, а от привлечения новых участников.
  • Требуется «вступительный взнос» или регулярные платежи.
  • Нет лицензии на деятельность (проверяется на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка – gov.kz).
  • Обещание гарантированного высокого дохода «без риска» от 20-30% ежемесячно. 
  • Ставят условия «реши прямо сейчас».

Как защитить пожилых родственников:

  • Установить лимиты на банковские карты и включить SMS-уведомления.
  • Регулярно обсуждать с пожилыми родственниками тему мошенничества.
  • Просить их не вкладывать деньги без консультации с близкими.

Звонок псевдобанкира

Часто злоумышленники звонят и сообщают о «подозрительных операциях» по карте. Предлагают «защитить средства» и просят назвать номер карты, CVV-код, PIN или SMS-пароли. Иногда убеждают установить программы удалённого доступа (TeamViewer, AnyDesk). Итог – полный контроль над счётом и кража средств.

Как защитить пожилых родственников:

  • Объясните, что банк никогда не спрашивает коды и реквизиты по телефону.
  • Поставьте защиту от нежелательной установки приложений особенно по просьбе посторонних и двойное подтверждение операций со смартфоном. 
  • Расскажите, что при сомнительном звонке необходимо положить трубку и перезванивать в банк по официальному номеру.

Игра на страхе

Еще один распространенный способ мошенничества, когда аферисты звонят и представляются полицейскими или врачами и сообщают, что близкий человек якобы в беде: авария, задержание, больница. Чтобы «решить вопрос», требуют срочный перевод денег или передачу наличных курьеру.

Что нужно сделать пожилым людям:

  • Сначала свяжитесь с родственниками напрямую.
  • Не отдавайте деньги неизвестным людям.
  • Сообщайте о таких звонках в полицию.

Звонок или визит сотрудника госучреждения

Часто под видом сотрудников пенсионного фонда или акимата мошенники обещают доплаты, компенсации, субсидии.

Для «оформления» требуют карту и коды из SMS либо подпись под поддельным бланком. Иногда приходят домой с фальшивыми удостоверениями.

Что нужно знать и сделать:

  • Все выплаты оформляются только через ЦОН или eGov.kz.
  • Проверяйте документы – звоните на номер 1414.
  • Никогда не сообщайте личные данные незнакомцам.

Меры защиты пожилых людей

Стоит отметить, что Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) усилило защиту потребителей финансовых услуг. 

Введены:

  • Запрет на агрессивный маркетинг кредитов и инвестиций для уязвимых категорий (в том числе пенсионеров).
  • Ужесточение требований к МФО и банкам – запрет звонков с навязыванием продуктов, защита от скрытых комиссий.
  • Установка вместе с пожилыми родственниками сервиса «Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов», или проще говоря, «Стоп кредит».

«Подключить его можно всего за несколько минут через портал eGov.kz или мобильное приложение eGov Mobile, и пользоваться им можно столько времени, сколько необходимо: ограничений по срокам и количеству обращений нет», – напомнили специалисты.  

Еще одно нововведение – согласие супруг(и)а необходимо при получении кредита или микрокредита, сумма которого превышает 1000 МРП (3 932 000 тенге в 2025 году).

Согласие оформляется в письменной или электронной форме через eGov или мобильное приложение банка, если заемщик состоит в зарегистрированном браке. Если кредит выдан без согласия супруга, то кредитор обязан списать такую задолженность.

Также АРРФР разработан и внедряется в практику сервис «Вторая рука». Это инструмент, направленный на защиту пожилых людей  и лиц с инвалидностью от мошенничества.

Суть сервиса в том, что пожилой человек или человек с инвалидностью может по договорённости назначить «помощника» (доверенное лицо) из числа клиентов того же банка или финансовой организации. 

Помощник получает уведомления о планируемых операциях клиента – переводах, открытии вкладов или карт, обмене валюты, инвестиционных услугах и др. Помощник может подтвердить операцию или отклонить, если сочтёт её подозрительной. 

Если со стороны помощника есть подозрение в мошеннических действиях, кредитная организация обязана будет отключить услугу «Вторая рука» с уведомлением клиента. 

Сервис будет апробироваться (протестирован) в первом полугодии 2026 года, после чего планируется внести соответствующие нормы в законодательство, чтобы сделать обязательным для кредитных организаций.