Как бороться с серым импортом?

 

Чтобы обеспечить население качественной отечественной продукцией важно искоренить теневую экономику, нелегальную, официально не учитываемую экономическую деятельность, в виде контрафактов и подделок.

 

Но реалии таковы, что масштаб “серого” импорта огромен и он продолжает расти. Согласно анализу ГПИИР на 2020-2025 г., производство казахстанской пищевой продукции за период с 2010 по 2018 годы снизилось с 18,1 % до 14,7%. Как так получилось?

 

Первой причиной негативного влияния «серого» импорта является несовершенство законодательства в части государственного контроля при ввозе и допуске в обращение товара, то есть его сертификация.

 

Чтобы не задерживать груз при ввозе в страну, Таможенным кодексом предусмотрен условный выпуск продукции с последующим подтверждением соответствия требованиям безопасности (испытание и сертификация).

 

Порядок условного выпуска предусматривает возможность проведения сертификации товара в течении 60 дней с момента ввоза, за исключением товаров, включенных в Перечень продукции, в отношении которой условный выпуск не допускается.

 

На сегодня условный выпуск не применяется только в отношении игрушек, велосипедов, самокатов, головоломок для детей. Все остальное можно завести в страну по условному выпуску с обязательством представить сертификат  соответствия требованиям безопасности в таможенные органы в течении 60 дней. Но из-за отсутствия механизма отслеживания выполнения этих обязательств зачастую импортеры успевают сбыть ввезенный товар, так и не пройдя сертификацию товара.

 

По данным Комитета государственных доходов, с 24 июня по 30 сентября 2018 года (3 месяца):

 

•  было выпущено 11 084 наименований товаров;

•  по 413 из них (4% от общего числа выпущенных товаров) документы об оценке соответствия требованиям безопасности не были представлены в установленный срок;

•  зарегистрировано 18 административных правонарушений за не предоставление документов об оценке соответствия требованиям безопасности товара в установленный законодательством срок (60 дней).

 

Для сравнения за 2017 год сертификаты соответствия требованиям безопасности 25% условно выпущенных товаров так и не были представлены.

 

Что означает, что в 2017 году каждый четвертый импортный товар не был сертифицирован.

 

 

Подобная ситуация не благоприятно сказывается на добросовестной конкуренции. К примеру, по данным Объединения юридических лиц “Ассоциация производителей цемента и бетона QazCem” за 2018 год в Казахстан завезено 125 тыс. тонн не сертифицированного иранского и китайского цемента (данные выведены путем сверки объема импортируемого цемента с объемом сертифицированного цемента).

 

Этот объем равен производственной мощности цементного завода Хантау, прекратившего свою деятельность в октябре 2018 года, не выдержав конкуренции с более дешевыми аналогами.

 

В результате более 250 жителей Мойынкумского района Жамбылской области остались без работы.

 

 

Такая ситуация характерна для всех отраслей, начиная от пищевого производства, заканчивая промышленными товарами, включая товары «экономики простых вещей», то есть товарами повседневного использования.

 

В этой связи, НПП РК “Атамекен” предложил расширить круг товаров, не подлежащих условному выпуску. Для этого экспертами проведен обширный анализ производственной мощности, загруженности, дислокации и фактов недобросовестной конкуренции, оказываемой со стороны импортеров.

 

По итогам анализа в список товаров, не подлежащих условному выпуску рекомендованы: транспорт, цемент, кабельно-проводниковая продукция, продукты питания, мебель, одежда и обувь.

 

В результате продолжительной работы НПП “Атамекен” с Проектным офисом «Экономика простых вещей» и заинтересованными госорганами ограничен условный выпуск 62 товарных позиций: продукция легкой, мебельной, пищевой промышленностей, цемент, известь, транспорт и кабельно-проводниковая продукция. Постановление Правительства РК подписано 1 ноября 2019 года (рег.номер № 827), вступило в силу 18 ноября 2019 года.

 

С момента ограничения условного выпуска товаров на территорию Казахстана без сертификата соответствия безопасности товара наблюдается существенное снижение объема импорта цемента. К декабрю 2019 года в Казахстан ввезено 6 438 тонн импортного сертифицированного цемента, что показывает снижение объема ввоза на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (к декабрю 2018 года в страну было ввезено 8 918 тонн).

 

При этом необходимо понимать, что данная мера не направлена против импорта и не создаст искусственного дефицита. Добросовестный импортер, пройдя сертификацию, может беспрепятственно завести свой товар на территорию Казахстана. А принятие данной меры позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей (14 цементных, 37 кабельных заводов, 8 автопроизводителей, сотни производителей продуктов питания, мебели, одежды и обуви).

 

Следующей мерой, направленной на защиту внутреннего рынка, является разработка Департаментом технического регулирования НПП “Атамекен” совместно с казахстанскими производителями цемента национального стандарта СТ РК «Оценка соответствия. Порядок подтверждения соответствия цементов» (вступил в силу с 1 сентября 2019 года).

 

Для сертификации импортного цемента впервые введен анализ состояния производства с выездом экспертов-аудиторов, и сокращен срок действия сертификата от 3-х лет до 1 года.

 

По информации производителей цемента, со дня вступления в силу указанного стандарта количество выданных сертификатов за четвертый квартал 2019 года сократилось на 99% (!). За пять месяцев 2020 года количество выданных сертификатов на импортный цемент сократилось на 86%.

 

Кроме того, в декабре 2019 года в рамках пересмотра национального техрегламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» Национальной палатой предпринимателей “Атамекен” внесены предложения:

 

  • по регулированию физико-механических показателей строительных материалов и изделий из природных камней (гранит, мрамор, травертин), которые ранее не регулировались национальным законодательством;
  • по усилению требований к сертификации импортных строительных материалов и изделий.

 

Этими предложениями планируется защитить внутренний рынок от строительной продукции, несоответствующей требованиям законодательства.

 

Второй причиной негативного влияния “серого” импорта на экономику страны является  ненадлежащее исполнение правил оценки соответствия товара требованиям безопасности субъектами аккредитации (органы по сертификации и испытательные лаборатории).

 

На сегодняшний день оценкой соответствия товара требованиям безопасности: сертификацией, выдачей протоколов испытаний, одобрением типа транспортного средства, выдачей свидетельства безопасности конструкции транспортного средства занимаются субъекты аккредитации. Перед выпуском продукции в обращение (ввоз и производство) получение специального разрешения от государственных органов не требуется.

 

Однако продукция зачастую поступает на рынок с прямым участием самих органов по сертификации (ОПС) и испытательных лабораторий (ИЛ), которым делегирована государственная функция по подтверждению соответствия требованиям безопасности товара. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения субъектов предпринимательства.

 

К примеру, за 2018-2019 годы казахстанскими органами по сертификации выдано 349 сертификатов на импортный цемент с нарушениями (229 тыс. тонн), также выдано 397 документов об оценке соответствия (ОТТС, СБКТС, одобрения типа шасси) на транспортные средства с нарушениями (по сведениям Ассоциации казахстанского автобизнеса и «КазАвтоПрома»).

 

Наличие проблем в области сертификации, связанных с обращением продукции c неправомерно выданными документами об оценке соответствия, создало низкое доверие к органам по сертификации и испытательным лабораториям. Данное обстоятельство безусловно вредит отечественной промышленности и требует перехода от профилактического контроля к особому порядку проверок субъектов аккредитации.

 

Стоит также отметить, что действующим законодательством не учтены риски, связанные с деятельностью субъектов аккредитации: отсутствует реальная ответственность (штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств не налагаются), профилактический контроль проводится в отношении нарушителей и имеет рекомендательный характер.

 

Субъекты аккредитации не подвергаются системным проверкам. Получается, деятельность субъектов аккредитации оценивается исключительно по результатам предыдущих проверок по жалобе предприятия, от случая к случаю.  То есть, профилактическому контролю подвергаются только те субъекты аккредитации, в отношении которых были установлены факты нарушения в ходе проверок по жалобе.

 

К примеру, в список проверок профилактического контроля на первое полугодие 2019 года включены всего 13 субъектов, что составляет 1,3% из общего числа субъектов аккредитации. Всего их 997.