фото: https://skillbox.ru/media/education/
Как учителю наладить конструктивный диалог с родителями учеников
Психологические приёмы для ситуаций, когда очень сложно достичь взаимопонимания
Учителям и родителям порой непросто взаимодействовать друг с другом. И когда в процессе обучения возникает проблема, требующая совместного обсуждения, вместо конструктивного диалога собеседники зачастую ищут виноватых и перекладывают друг на друга ответственность. Отношения ещё сильнее портятся, а проблема при этом не решается.
Как бессознательные установки и реакции влияют на коммуникацию
Согласно теории транзактного анализа, каждый участник коммуникации, независимо от своих желаний и намерений, привносит в неё свой бессознательный жизненный сценарий. Этот термин, введённый психологом Эриком Бёрном, описывает сформированные в детстве установки, которые влияют на цели человека, его отношение к другим людям и окружающему миру, поведение. Очень часто люди, которым нужно совместно решить конкретную проблему или достичь определённой цели, вместо этого лишь неосознанно отыгрывают свои сценарии.

Фото: Evgeniy Shkolenko / iStock
Чтобы выйти из сценария и более продуктивно выстраивать коммуникацию, по словам Ярославы Рындиной, нужно научиться осознавать собственное эго-состояние и управлять им. Так в транзактном анализе называются позиции, которые человек занимает в той или иной ситуации. Каждому эго-состоянию соответствует свой набор мыслительных шаблонов, реакций и эмоций. Всего в транзактном анализе выделяют три разных состояния:
· В состоянии Ребёнка человек воспроизводит поведение, свойственное детям: например, стремится угодить или капризничает, ожидает от других защиты и решения его проблем. При этом состояние Ребёнка позволяет проявлять искренность, спонтанность и любопытство, творчески самовыражаться.
· Состояние Родителя проявляется в заботе о другом человеке или критике. Человек в состоянии Родителя стремится контролировать других, транслирует правила и нормы, поучает — или же защищает, помогает и поддерживает.
· Состояние Взрослого характеризуют объективная оценка происходящего, логическое мышление, готовность продумать план действий и следовать ему.
В разных жизненных ситуациях полезны аспекты каждого из состояний. Но когда учителю нужно обсудить тот или иной педагогический вопрос с кем-то из родителей школьника, очень важно, чтобы каждый участник коммуникации находился в эго-состоянии Взрослого. На практике же очень часто бывает не так. Например, собеседник обращается к учителю с позиции критикующего Родителя, который лучше знает, как надо учить и воспитывать школьников. В такой момент учитель зачастую автоматически занимает позицию Ребёнка — начинает защищаться и оправдываться. Подобная беседа, конечно, не будет содержательной и продуктивной.
https://skillbox.ru/media/education/
Материал подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через